Игрушки из соломы с детьми сделать. История изготовления куклы из соломы

Соломенных кукол можно встретить в народном творчестве многих стран мира. Природный материал издавна использовался людьми и в быту, и в религиозных ритуалах. Плетение появилось еще в период развития человеческой цивилизации. Сначала использовались гнущиеся ветви деревьев и кустарников, стебли вьющихся растений и полоски шкуры убитых животных. Плели посуду и одежду, обувь и предметы быта, мебель и даже стены домов.

История возникновения плетения из соломы

С появлением земледелия человек научился самостоятельно выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма коровам и козам. Понравился данный материал и мастерам рукоделия. Из соломы получались прекрасные шляпы и лапти, коврики под ноги и корзины или блюда для еды. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники. Постепенно ремесло превращалось в искусство, ведь каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

Несмотря на то что мы с вами живем в 21 веке, игрушки из соломы можно встретить и в наших домах и на массовых народных гуляньях. В статье рассмотрим историю соломенных кукол, какое значение они имели в жизни славянских народов, где их можно увидеть в наше время. Также читатели узнают, как можно самостоятельно сделать куклу для игры ребенку или на выставку, наделить ее лечебными свойствами или создать оберег для членов своей семьи.

Ценность материала

Как вы уже поняли, славянские народы всячески использовали солому в своей хозяйской деятельности, однако остатки от обмолоченного зерна имели для крестьян еще и магическое значение. Люди наделяли стебли злаков божественной силой, они верили, что в них заключена магия хлебного поля. Крестьяне проводили многочисленные ритуалы как перед посадкой пшеницы, так и во время сбора урожая, вымаливая у богов благоприятных условий для произрастания злаков, ведь от этого зависела жизнь всех членов общества.

Люди украшали первый собранный ("зажиночный") и последний ("дожиночный") снопы. Существовала традиция сплетать последние стебли пшеницы между собой, оставляя их нетронутыми на поле. Они украшали их яркими лентами и цветами. Из колосков делали венки на голову девушкам, использовали их и для декорирования помещений. Вскоре жатвенная обрядовость переросла в народное творчество, сохранялись традиции из поколения в поколение. Соломенные куклы огромного размера, так называемые хлебные чучела, делали из последнего собранного снопа. Считалось, что там находится дух хлеба. У разных народов они имели свои внешние особенности. Но смысл у всех вкладывался один - задобрить богов, чтобы получить хороший урожай.

Празднование Масленицы

Многие традиции древних славян сохранились и в наше время. Так, в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Это традиционный праздник встречи зимы и весны. Прощание с зимними холодами отмечается с размахом. Помимо вкусных блинов и вареников, люди собираются на обряд поджигания соломенного чучела, которое символизирует зиму.

Последний день праздничной недели раньше отмечали по-разному, в зависимости от губернии. Одни возили соломенную куклу на санях, чтобы все могли попрощаться с зимой. У других организовывался целый масленичный поезд из сотен повозок. Есть традиция оплакивать чучело во время похоронной процессии с попами и плакальщицами сзади. Чучело зимы укладывали в корыто или даже настоящий гроб и несли через все село, чтобы все жители попрощались с ним.

В конце Масленицы соломенную куклу поджигали. Часто в костер бросали поминальную еду - отварные яйца и блины. Ритуальный обряд сжигания "хлебного духа" заканчивался тем, что солому и пепел собирали и разбрасывали по полю, что символизировало будущее воскрешение его в зернах нового хорошего урожая.

В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки. В последний день Масленицы куклы бросали в печку и тоже сжигали, а остатки соломы отдавали домашнему скоту.

Плетение кукол

Объемные фигурки издавна делали родители для своих малышей. Помимо прямого своего назначения в качестве игрушки, кукла наделялась еще и свойствами оберега или лекарственного средства. Так, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти.

По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.

Существовала традиция перед свадьбой делать большие фигуры жениха и невесты и ставить их у ворот при входе во двор. Так как солома символизировала плодородие, то куклы должны были способствовать появлению потомства в семье.

Соломенная кукла "Стригушка"

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

  • Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.
  • Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения.

Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Изготовление кукол из соломы

Если вы решили научиться искусству плетения из природного материала, то дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками. Для начала нужно после уборки урожая выйти на пшеничное поле и насобирать длинную солому. Достаточно будет небольшого пучка.

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы.

Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность стола и обрезания краев, чтобы они были ровными. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.

Схема плетения куклы-женщины

Мастер-класс по соломенной кукле начнем с укрепления пучка соломы на каркасе. Можно использовать как проволоку, так и деревянную палочку. На стержень надевается сложенный пополам подготовленный пучок соломы. Оставьте верхнюю часть нетронутой. Это будет голова персонажа. На уровне предполагаемой шеи туго оберните несколько раз влажную соломинку и завяжите узелок сзади. Длинные концы вплетите ниже в корпус туловища.

Отдельно на проволоке делают руки. Пучок соломы по краям завязывают, а остальное заплетают косичкой. Между прутьями верхней части туловища, немного ниже шеи, вставьте эту оплетенную проволоку и согните ее руками вниз. Дальше можно либо просто перевязать солому на линии талии, либо создать платье со шлейками через шею. В таком случае на готовую куклу надевается еще один тонкий пучок перегибом вокруг головы. Материал перекрещивается спереди и снова завязывается на уровне талии.

Куклу можно перевязывать тонкими атласными лентами, в основном используются красные. Иногда подбирают канты с вышитым орнаментом. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.

Как сделать куклу-мальчика

Начало работы напоминает предыдущий вариант. Если вы хотите сделать кукле округлую голову, то можно скатать из соломы шарик и вставить его при сгибании первого пучка. Каркас в данном случае не использовался, так как у мальчика снизу солома будет разделяться на два отдельных пучка для образования ног.

Когда большой пучок сложили пополам, завяжите прочно на уровне шеи пеньковую нитку или соломинку. Отдельно делают руки, только для мужского персонажа мы не будем плести косичку, а оставим пышные рукава рубашки нетронутыми. Завязывают только края, изображающие кисти рук.

Прямо под данным пучком перевяжите талию. Нижнюю "юбку" разделите пополам и в самом низу каждого пучка перевяжите соломинками, чтобы отделить стопы. В конце подравняйте все срезы ножницами и фигурка мальчика готова!

Обрядовая кукла "Десятиручка"

Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.

Каждая рука перевязывалась ленточкой своего цвета и девушка заговаривала ее, чтобы кукла помогала ей в работе. Если вы захотите самостоятельно сделать "Десятиручку", то оберните вокруг туловища нитку крестом, чтобы руки держались крепко и не сдвигались.

Теперь вы знаете, как сделать соломенную куклу. Пробуйте, у вас обязательно получится. Удачи!

Большой простор для фантазии имеется в деле изготовления игрушек и кукол из соломы. Этот материал обладает одним уникальным свойством – легко гнуться и сохранять новую форму. Поэтому применяя его, можно создавать скульптуры и фигуры людей, а также забавных зверушек – собачек, птичек.

Определенных правил придерживаются при создании соломенных скульптур . Они не сложные, поэтому каждый без труда их может усвоить. Это даст возможность создавать самые разнообразные игрушки.

Первым делом нужно подготовить материал, из которого будут создаваться игрушки – солому. Она вымачивается в воде в течение 5-6 часов. А потом распаривается. Это сделает её мягкой, она приобретет необходимую гибкость. Потом нужно перебрать сырье. Со стебельков соломы нужно удалить листочки . Если среди соломинок попадутся испорченные или неровные соломинки, то от них тоже нужно избавиться.

С изготовления основы фигуры должна начинаться работа над изделием. Сама основа состоит из каркаса, элементами которого выступают пучки соломки или проволоки. Форму человека или животного в зависимости от того, кого вы собираетесь сделать, нужно придать ему. После этого каркас оплетают соломкой . Очень тугие перевязки необходимо сделать в нужных местах. Это придаст изделию готовую форму. Если соломка связана, то происходит её сжатие. А соломка, отходящая от перевязки, сделает изделие похожим на веер. Если перевязку соломки выполнить, когда она находится во влажном состоянии, то после высыхания она хорошо сохранит свою форму. При изготовлении рук и ног кукол это свойство используется довольно часто. Также его применяют и тогда, когда у кукол и игрушек создаются элементы одежды.

Базовая кукла

В качестве основы для создания множества других поделок может послужить конструкция этой куклы. Поэтому освоение работы с ней так важно.

Следующие материалы вам будут нужны в ходе работы по созданию базовой куклы: пшеничная или ячменная солома. Из инструментов вам потребуются: прочные нитки, нож, ножницы, а также приспособление «коза» для поделок из соломы .

Ход работы

Необходимо взять пучок в количестве 60–70 штук. После этого перегнуть его пополам таким образом, чтобы утолщенные узлы в середине пучка отсутствовали. Обеспечить это можно, если вверх и вниз раздвинуть коленца, готовя место, где будет располагаться голова куклы. В том случае, если на месте перегиба окажется коленце соломинки, то она сломается. А это приведет к тому, что внешний вид куклы испортится. Концы соломенного пучка после такого перебора будут неровными. Но это не важно, после в конце работы их придется обрезать. Заметим, что подбирая стебли, необходимо постараться, чтобы красивая, равномерно окрашенная соломка, оказалась на лицевой стороне изделия.

Теперь можно переходить к изготовлению головы и туловища куклы . Для этого нужно специальный толстый жгут свить в несколько приемов:

–обеими руками нужно так взять пучок, чтобы между ладонями был участок без коленец;

–еще раз повторите это действие, стараясь ровным и гладким сделать жгут;

– в завершении пучок нужно перекрутить так, как отжимают белье.

Соломенные куклы своими руками

Вы и ваши дети получат море радости и удовольствия, когда на ваших глазах произойдет это удивительное превращение. Немного фантазии - и у вас в руках окажутся сказочные персонажи: соломенный бычок и соломенная кукла-бабушка.

Для создания соломенных кукол понадобится

  • солома и колоски;
  • ножницы и клей;
  • пуговки, нитка с иголкой или клей;
  • крепкая нитка или проволока;
  • лоскутки тканей и тесьма;
  • мочальная лыковая кисть.

Как сделать соломенные куклы своими руками

1. Для изготовления куклы-бабушки нужна кисть из лыка липы, которую можно купить в хозяйственном магазине. Отступив от верхушки, перевяжите несколько раз ниткой. Это голова.

2. С обеих сторон пучка отделите небольшие части и сплетите из них косички. Так у нас получатся руки. Определив длину рук, лишние концы обрежьте и перетяните ниткой.

3. Талию куклы перетяните ниткой, а низ пучка расправьте - получится юбка. Глаза и щеки сделайте из пуговок - пришейте их или приклейте. Рот сделайте из нити красного цвета и приклейте его. Голову повяжите платочком, наденьте жилетку и юбку, а поверх юбки наденьте фартук. Соломенная кукла-бабушка готова.

4. Для изготовления соломенного бычка вам понадобится два пучка соломы разных размеров. Длина туловища игрушки - 120 мм. голова - до 60 мм. Голова в диаметре должна быть в 1.5 раза меньше туловища.

5. Пучки перевяжите толстой ниткой с двух концов, отступив от каждого края по 10-15 мм. У вас получатся туловище и голова.

6. Голову соломенной игрушки закрепите на палочке, служащей шеей. Палочку изготовьте из нескольких связанных вместе соломинок. Таким же образом сделайте ноги и наденьте на них туловище. Уши и хвост соорудите из колосков. Глаза сделайте из пуговок - пришейте их или приклейте. Теперь нужно соединить туловище и голову. Соломенный бычок готов.

Плетение - одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара.

Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира.

Сформировались два основных направления в изготовлении человеком плетеных из соломки изделий. Одно имело ритуальное значение, и происхождение свое вело из сферы верований и поклонений человека верховным божествам природы, второе относится к сфере материальной жизни человека. Сельские жители, занимающиеся земледелием в разных уголках земного шара, использовали солому в быту. Ею укрывали крыши домов, ее подстилали домашним животным; из соломки делали циновки и утепляющие маты, разнообразную утварь для хранения, переноски продуктов и одежды; из нее изготавливали головные уборы и обувь, а в некоторых странах - элементы верхней одежды. Самым первым злаком, который начал культивировать человек, является пшеница. Она распространилась из степных районов Среднего и Ближнего Востока (Месопотамии, Палестины, Сирии) около 8 тыс. лет до н. э.

В древности самые первые игрушки люди научились изготавливать из соломы. Соломоплетение на протяжении тысячелетий было жизненной необходимостью, а в наше время это занятие стало одним из способов творческого самовыражения в декоративно-прикладном искусстве.

Мастер-класс по соломоплетению - это невероятно увлекательный процесс, способный увлечь как детей, так и взрослых. Окунитесь в удивительный мир этого народного вида творчества, прочувствуйте дух вековых традиций, подарив своим гостям и близким занятное развлечение. Наш мастер-класс станет прекрасным дополнением развлекательной программы детского праздника, свадьбы, тематической вечеринки, юбилея и сумеет задать тон праздничного настроения всем гостям без исключения.

Плетёные из соломки куклы, животные, птицы были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это божества и защитники. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее. Любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки.

Этот мастер-класс уходит корнями глубоко в древние искусства русских традиций. Мы будет изготовлять двух кукол Иван да Марья. Это оберег, который приносит в дом, где живёт семья, счастье, достаток и любовь. Начнём с того, что нам понадобиться 10 крепких ниток,7 коротких красных ниток, 2 длинные красные нитки, 12 коротких соломин, 17 средних, 20 длинных, 3 средних, 3 длинных и ножницы. Замачиваем солому на 15 минут в горячей воде.

С начала делаем мужскую фигуру. Берём 17 средних соломин и связываем сверху, отступив два сантиметра. Затягиваем все нити, во время всего мастер-класса, как можно крепче и завязываем на два узелка.

Обрезаем хвостики ниток, но не до конца, чтобы узелок не развязался.

Вот, что получилось.

Берём шесть коротких соломин и вставляем в середину куклы.

Крепко сжимаем под руками.

Затягиваем под руками крепко нить.

Обрезаем хвостики ниток.

Делаем ножки. Разделяем на пополам соломинки и завязываем нитью одну ножку,

Обрезаем кончики ниток.

Затем завязываем другую ножку.

И обрезаем кончики ниток.

Завязываем ручки, смотрим, чтобы руки не сильно длинные были и не сильно короткие.

Обрезаем нить.

Завязываем другую ручку.

Обрезаем нить.

Обрезаем ручки, оставляем кончики соломин по сантиметру.

И на второй руке тоже самое.

Теперь ножки обрезаем. Одну и другую.

Вот такой у нас получился мужчина.

Теперь приступаем к женской кукле. Берём двадцать длинных соломин. Так же завязываем сверху нитью.

Обрезаем концы ниток.

Переворачиваем длинными концами вверх и опускаем по одной соломины.

Стараемся опускать по кругу, чтобы сформировалась круглая головка.

Завязываем крепко нитью головку.

Так же как и на мужской кукле вставляем ручки и под ними завязываем крепко нить.

Завязываем ручки.

Обрезаем хвостики ниток.

Делаем другую руку.

Обрезаем ручки.

Меряем по мужской кукле длину и обрезаем платье.

Начинаем плести косичку. Берём три соломины и завязываем нитью.

Плетём на всю длину наших соломин. В конце завязываем нитью.

Надо, чтобы длинны косички хватило на обе куклы.

Привязываем нашу косичку красной нитью к руке одной куклы.

И другой конец косички к другой руке второй куклы.

Связываем посередине обе руки двух кукол красной нитью.

Обрезаем кончики ниток.

Перевязываем ножки мужской кукле, красной нитью. И крестом завязываем тельце наших кукол.

Берём средние три соломины и плетём ещё коротенькую косичку на голову женской кукле. Сзади аккуратно завязываем нитью.

Вот такие у нас получились Иван да Марья. Пусть они всегда всем приносят в дом счастье!

Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми.

Куклы используются не только для игр, но и как сувениры, реклама, как театральные персонажи и герои мультфильмов.

На смену ручным народным куклам на витрины магазинов пришли "барби" и "кены", а в сувенирных лавках появились куклы в богато расшитых народных костюмах.

Но наряду с этими промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации.

"Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей."И тема эта далеко не исчерпана.

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемы злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку: "Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная".

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы, будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и поставила среди стерни.

Это, наверное, и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных.

Всевозможные корзины, короба и другие изделия плели крестьяне из соломенных жгутов. Сущность этого вида спирального плетения заключался в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой и укладывается по спирали плотными витками.

В Нижегородской, Тверской и Вятской и других областях золотистой соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки, игрушки.

Традиционной среди мастеров стала техника инкрустации из соломки.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла?

Обычно начинаем занятия с чтения сказки "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таится в этой сказке! ":Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ":Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета:.."

Дальше выясняем, для чего ещё нужна была такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации. Параллельно с тряпичной куклой, мы пробуем изготовлять куклу из соломы Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем, какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы.

А потом весёлых забавных человечков забыли. Но так уж устроен наш мир, что не может безвозвратно исчезнуть то, что приносит радость и делает людей добрее.

Вот тут-то мы и начинаем творить свою несравненную куклу-красавицу.

Учебный год начинается с празднования "осенин", с изучения темы "Хлебная Матушка" и изготовления традиционной игрушки из соломы, Продолжается эта тема ближе к весне, когда мастерят чучело Масленицы (Костромы)

Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся, Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

В основе "Хлебной Матушки" лежит пучок соломы, перегнутый посередине веерообразно, сложенный вдвое или перекрученный. Руки и косы такой куклы выполняют способом отведения части материала основы от линии сгиба или шеи.

Для придания устойчивости и пышности юбке подвязывают дополнительные соломинки по линии талии или насаживают основу на специально подготовленный соломенный подъюбник.

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

Такие куклы часто называют "стригушами", потому что в ходе работы солому подравнивают, стригут, выстригают.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.

Работая с тканями, мы изучаем их орнаментацию и колористику, знакомимся с ценнейшими коллекциями тканей и платков, изучаем историю народного костюма.

Вариантов соломенной куклы несколько:

  • кукла-матрешка
  • кукла-мальчик
  • универсальная кукла
  • дед Мороз и Снегурочка

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству.