Инфантильный ребенок. Вечные дети: как с ними жить? Причины психического инфантилизма

Понятие инфантильность мы привыкли применять по отношению к взрослым людям в случае, если они отказываются брать на себя ответственность за свои деяния и принимать самостоятельные решения. Словосочетание «детская инфантильность» на первый взгляд кажется тавтологией, а между тем взрослые инфантильные мужчины и женщины вырастают как раз из инфантильных детей. В чем причины такого явления?

Действительно, инфантильность не появляется как-то внезапно лет в 30, она незаметно формируется на протяжении многих лет начиная с раннего детства, и чаще всего виной тому неправильное воспитание.

С точки зрения , самый важный возраст для формирования чувства ответственности за свои поступки – с 8 до 12 лет, но на самом деле, задатки будущего инфантилизма могут появиться и значительно раньше. Так, у дошкольника задерживается формирование восприятия правил поведения, запретов и обязательств, он не способен правильно оценить ситуацию и сделать выводы, во всем полагаясь на взрослых.

Инфантильные дети в развитии не отстают от сверстников – они вовремя начинают говорить, учатся читать и писать, могут обладать способностями к музыке или рисованию. Единственное, что заставляет близких задуматься – это наивность и неприспособленность к жизни. Но такая «детскость» чаще всего является поводом для родительского умиления, таким малышам так хочется во всем помочь и защитить от всех напастей. К тому же, многие действия гораздо легче и быстрее сделать самому, чем ждать, пока с заданием справится ребенок – в качестве примера инфантилизма любят приводить завязывание мамой шнурков на детских ботиночках, даже если детка уже ходит в школу.

Детский инфантилизм сродни эгоизму – ребенок привык, что мир вертится вокруг него одного, и он, например, требует от готовящей обед мамы поиграть с ним, не понимая, что ей сейчас не до этого. Такие дети добры и жизнерадостны до тех пор, пока все их желания удовлетворяются, но как только возникает слово «нельзя» начинаются капризы и истерики. Ребенок как будто не понимает границ дозволенного, не умеет ставить себя на место других и вообще не очень собирается взрослеть, ведь быть ребенком гораздо приятнее.

Инфантильные дети зачастую бывают у гиперопекающих и очень деятельных родителей, которые привыкли брать на себя весь груз забот, потому что сами «лучше знают, что нужно». Действительно, переложить какие-то обязанности на детские плечи не так легко, как кажется. И тем не менее, необходимо с этим смириться и научиться доверять собственному ребенку, иначе он никогда не научится самостоятельности и всегда будет ждать помощи от близких, а не уповать на свои силы. В истоках детской инфантильности кроется подспудное желание матери подольше удержать ребенка рядом с собой.

Став взрослым, такой ребенок вряд ли будет опорой для родителей, ведь он и сам не очень приспособлен к жизни, скорее, наоборот, маме и папе придется решать его проблемы, как и в детстве, ограждая от всех неприятностей. Чтобы этого избежать, надо с самого детства относиться к ребенку как к личности, поощрять его стремление к самостоятельности, давать ему возможность пробовать свои силы, даже ценой ошибок.

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

Общие сведения

Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

Причины психического инфантилизма

Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
  • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

Патогенез

Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

Классификация

Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Несамостоятельность в принятии решений, добровольное снятие с себя ответственности, эгоизм – вот далеко не полный перечень качеств, отличающих родительский инфантилизм . В своем крайнем выражении он очень опасен, так как приводит не только к изъянам в воспитании, но и может нанести серьезный ущерб здоровью и жизни ребенка.

Проявления родительского инфантилизма

По определению, став родителями, люди должны повзрослеть внутренне, ведь теперь им предстоит растить и развивать маленького человека – своего сына или дочь, служить для них примером, обеспечивать безопасность, окружать любовью и заботой.

Сегодня, к сожалению, психологи констатируют появление феномена: инстинкт размножения у молодых пар срабатывает, а отцовский, материнский – запаздывают. Отсюда отношение к детям, как к живым игрушкам. Старинное выражение о том, что «первый ребенок – это последняя кукла» в их случае понимается буквально.

Мамочкам нравится наряжать деток, позировать с ними перед фотоаппаратами и видеокамерами, дефилировать по аллеям парков с дорогими колясками… Но бросается в глаза их равнодушие к детям. Далеко не все женщины разговаривают с ними, играют. Им гораздо интереснее пообщаться с подружками, может быть, даже пофлиртовать с интересными мужчинами, «повисеть» в соцсетях. Малыш при этом остается предоставленным самому себе.

Другой пример родительского инфантилизма : папа, придя домой с работы и наскоро поужинав, бросается не к ребенку, который ждал его весь день, а к компьютеру, чтобы поиграть с друзьями в популярную «стрелялку», или к телевизору.

Я уже не говорю о детях, «забытых» на ночь в колясках на балконе и замерзших там: а не надо было мешать своим плачем «родителям» кино смотреть! О малышах, которым «взрослые» не вызвали «скорую», так как не поняли, что не всегда температуру можно сбить парацетамолом, и потеряли их. Чудовищное равнодушие или неумение просчитывать последствия? Наверное, и то, и другое.

Что такое инфантилизм?

Первые серьезно заговорил об этом явлении К. Г. Юнг. Он описал «инфанта» как незрелую внутренне личность, живущую в иллюзорном мире. Ему достаточно представлений о самом себе и жизни, а реальных усилий по достижению счастья он прикладывать не готов. Лучше плыть по течению.

Юнг обосновал отличия инфантильных людей от прочих, систематизировав эти отличия. Вот как они проявляются у инфантильных взрослых:

  • Неумение учиться на своих ошибках: не разбираются, на какие грабли наступали, а какие «новые, не хожены»
  • Интерес к готовым рецептам. При наблюдается отсутствие критики при выборе подходов в воспитании: ребенка стремятся отдать разом во все развивающие центры, научить всем языкам, привить ему любовь к танцам и водят на фигурное катание. А если бы в сутках было больше часов, то отправили бы еще в музыкальную и художественную школы! А все потому, что «зависают» на сомнительных интернет-форумах и проникаются «передовыми педагогическими идеями, гарантирующими надежный результат»
  • Кредо инфантов – «так принято». Они не заморачиваются объяснением детям, почему что-то разрешено или запрещено. Им самим нравится кому-то подражать: «глянцевым личностям», соседке, начальнику. Не быть, а казаться – этого вполне достаточно. Этого они требуют и от детей
  • Инфанты практически не развиваются как личности. Дети быстро перерастают их интеллектуально и морально. Такой дисбаланс приводит к трагическим конфликтам поколений в семьях, где взрослые «тормозят» развитие детей

Опасен тем, что при нем взрослые не хотят встречаться с трудностями лицом к лицу, стараются уйти от них, боятся принимать решения, ищут оправданий, лгут. С такой позицией невозможно воспитать детей, адекватно относящихся к жизни. Если чудо происходит, то не благодаря, а вопреки такому «воспитанию».

В нашей сегодняшней статье:

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ СТРАДАЮТ ИНФАНТИЛИЗМОМ

Одна из причин неудовлетворённой успеваемости ребенка может стать незрелость волевого поведения, которая именуется .


Под инфантилизмом понимают частичное замедление темпа формирования эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Поведение ребенка, страдающего инфантилизмом, отличается большей «детскостью», чем должно быть в соответствующем возрасте. Впервые черты инфантильного поведения могут обнаруживаться в 4-5-летнем возрасте.

По классификации Сухаревой, различают следующие варианты инфантилизма в детском и подростковом возрасте: гармонический (простой), дисгармонический и органический психический и психофизический (осложненные).

Гармонический психофизический инфантилизм - это небольшое запаздывание темпа психического и физического развития личности, которое выражается в незрелости эмоционально-волевой сферы и которая влияет на личность ребенка вкупе с его социальной адаптацией.

Дети по физическому развитию отстают от своих сверстников на полтора-два года, для таких детей характерна живая мимика, живая и выразительная жестикуляция, быстрые, суетные, резкие движения, недостаточная последовательность действий. Например, ребенок берет одну игрушку, затем другую и может растерянно стоять, не зная, что с ними делать.

На первый план выступают неутомляемость в играх и быстрая утомляемость при выполнении какого-либо практического задания. Особенно быстро ребёнку надоедает однообразное занятие, требующие усидчивости и сосредоточения внимания на относительно продолжительное время: лепка, рисование по заданному образцу, счет, чтение, письмо. Если предлагаемая работа не нравится ребенку, он начинает зевать, потягиваться, баловаться, суетиться, толкать соседа. Однако, заинтересовавшись, например, конструктором, такой ребенок может подолгу им заниматься.

Ребёнку свойственно слабая способность к интеллектуальному напряжению, внушаемость, несовершенство волевого поведения. Однако к школе практически все дети уже достаточно понимают и регулируют свое поведение в зависимости от необходимости выполнять те или иные работы. При правильном воспитании у ребёнка формируется понятие долга, ответственности за порученное ему дело. А ребенок, страдающий инфантилизмом, как малыш, не понимает, что раз нужно, то и должно. Доминирующим в его сознании является стремление к забаве, играм, получению удовольствий. Поэтому заставить ребенка решать однообразные, «нудные» для него примеры или писать палочки бывает весьма трудно. Он сопротивляется, убегает, балуется, хохочет, прячется, то есть вначале воспринимает все это как продолжение игры. Окрики и наказания часто не достигают цели. Ребенок начинает плакать и еще больше упрямится. Родителям следует привлекать первоклассника к занятиям в игровой манере (лото, хорошо иллюстрированные книги, поощрения и т. д.), и тогда он быстро выполнит нетрудные в общем-то для него задания. Если же грубо настаивать, пытаться переломить ребенка, то у него формируется отрицательное отношение к учебной деятельности, неприятие ее. Нередко с первых дней занятий в школе ребенок начинает воспринимать процесс обучения и указание взрослого «садись за уроки» как неприятную обязанность и поэтому предпочитает заниматься посторонними делами. Желательно помочь ученику найти радость и интерес в самом процессе обучения и его результатах, показать, как хорошо самому знать и уметь, как интересно учиться. В противном случае у ребенка закрепится отрицательный рефлекс - установка на обучение как скучное и неприятное дело.

Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны, в школе они во всем стараются подражать более взрослым и активным товарищам. Из-за такого поведения и недостаточного самоконтроля под влиянием старших ребят они начинают кривляться, гримасничать, строить рожицы и т. д. Тем самым они, «выключаются» из учебного процесса, полностью теряют суть заданий и запускают учёбу. Они недостаточно усердны в занятиях, не выполняют домашние задания, иногда приносят в школу домашние игрушки. Для таких детей характерна повышенная эмоциональная неустойчивость: они могут плакать без причины, но быстро успокаиваются если переключают внимание на какое-либо занятие или что-то, что доставляет им удовольствие.

Некоторые дети любят фантазировать, вытесняя своими фантазиями неприятные ситуации в жизни: необходимость приготовления уроков и т. д. Так, на уроке либо при выполнении домашнего задания мечтают о полетах, проигрывают сюжеты сказок. Нередко такое красочное фантазирование отражается в рисунках, схемах, которыми дети занимаются охотно, проявляя творчество. Эти их способности можно использовать и в работе над математикой и письмом.
Приводим случай из практики, иллюстрирующий диагноз: гармонический психофизический инфантилизм.

Женя Д., 8-ми лет, ученик второго класса массовой школы. По росту и своему физическому развитию выглядит как 5-6-летний. Краснощекое, улыбающееся лицо, любознательная активность и ясный доверчивый взгляд вызывают явные симпатии у окружающих. В дошкольном возрасте он был подвижным, любознательным ребенком. Неутомимый выдумщик игр и забав, он пользовался любовью у детей и персонала детского сада. Ласковый, очень сообразительный, быстрый, ловкий - так характеризовали его воспитатели. Мешали Жене, особенно на занятиях в подготовительной группе, непоседливость, неумение и нежелание заставить себя выполнить необходимое задание. Однако его острый ум и сообразительность компенсировали эти огрехи. Его неусидчивость не очень беспокоила родителей, они считали, что подрастет, пойдет в школу, повзрослеет и все поймет.


В 1-й класс Женя пошел охотно, ему очень понравился первый праздничный, полный ярких впечатлений день. Однако вскоре желание ходить в школу пропало: там нужно было ровно сидеть, напрягать внимание, выполнять неинтересные задания, слушать утомляющий, громкий, нередко с императивными интонациями, голос учителя. Мальчик быстро уставал, начинал вертеться, рассматривать вещи соседа. Однажды принес в школу игрушки и в середине урока устроил на парте «автогонки», да так увлекся, что не заметил учителя, уже некоторое время стоявшего возле его парты, и примолкший класс. Получив замечание, недолго печалился. Если его спрашивали, нравится ли ему в школе, отвечал утвердительно, а на вопрос «Что нравится?» признавался: «Переменки, на них можно побегать». Тем не менее научился читать, писать и производить положенные по программе математические действия. Легко улавливал условие задачи, но делал элементарные ошибки либо, чтобы не думать, капризно отвечал: «Не знаю, не умею». На уроках часто занимался посторонними делами, пропускал буквы, путал знаки. Работоспособность зависела прежде всего от заинтересованности: мог хорошо выполнить задание либо написать только первую строчку. Дома слышал бесконечные упреки родителей за незаполненный дневник, незнание, что задано и что было на уроке. Из школьных событий запоминал только те, которые поразили его воображение: кто что принес, что сделал, как пошалили, у кого новая ручка. Иногда, правда, рассказывал об интересном уроке, особенно если он был иллюстрирован красочным наглядным материалом. К концу первого класса успеваемость была неровной: математика - «5», рисование - «5», русский язык - «3», чтение - «4», физкультура - «5». В дневнике много замечаний: забыл принести нужное пособие, вертелся на уроках, мешал товарищу и т. д.

Уроки делал очень быстро и невнимательно. Придя домой, подолгу занимался игрушками, имитировал звучание машин, как это делает малыш. Однако мог подолгу заниматься «конструктором», разбирал с отцом микросхемы, а затем самостоятельно начал их составлять. Со второго класса на уроках и дома рисовал различные микросхемы, получая при этом удовольствие и стремясь неосознанно заменить или отложить неприятное дело - приготовление уроков.


Такому ребенку нужно было вовремя помочь адаптироваться к учёбе в школе. Ему следовало давать дополнительные, пусть интересные только ему задачи, связанные с красочным и наглядным материалом, предложить ему самостоятельно сделать простые наглядные пособия, помогающие закрепить усвоенный материал. Важно использовать его инициативу и творческую возможность, чтобы подстегнуть интерес к обучению. И при этом родители должны были не наказывать, а поддержать ребенка, чтобы он поверил в свои силы. В первые месяцы обучения необходимо провести занятия в игровой форме, чётко дозируя игру и задания, чаще менять их, выясняя, что более интересно и легко ему даётся. Постараться приучить его к ответственности за порученные дела сначала в игровых ситуациях, а потом в школьных. Объяснить, что может получиться, если все люди вдруг начнут делать то, что им больше всего нравится. Показать это на примерах, лучше всего на забавных и смешных. Важно научить ребенка отчитываться за прошедший день и выяснить, что хорошего ему удалось сегодня сделать. Поощрять за хорошие дела и немного пожурить за плохие. Постараться так объяснить, чтобы у ребенка напросился самостоятельный вывод: что же ему нужно было бы сделать, чтобы не допустить подобной ситуации вновь. Самое главное – не прячьте от него его любимые игрушки и не запрещайте игры, но обязательно договоритесь об их своевременности.

Дисгармонический психический инфантилизм часто связан с эндокринными заболеваниями. Например, при недостаточной выработке гормонов половых желез и гормона надпочечников в возрасте двенадцати-тринадцати лет весьма вероятна задержка полового созревания у детей обоих полов. При этом формируются зачатки своеобразной особенности психики ребенка, характерные для так называемого гипогенитального инфантилизма. В основном черты незрелости проявляются у мальчиков, но иногда бывают и у девочек. Подростки медлительны, часто устают, работоспособность довольно неровная: утром активны и подвижны, после обеда уже совсем другие. Обнаруживается снижение памяти, дети недолго помнят таблицу умножения, правила, доказательства теорем и т. д. Часто жалуются на необходимость неоднократно повторять задания, трудное включение в работу, замедленную сообразительность. Внимание постоянно рассеивается, поэтому ребёнок делает ошибки (описки, пропуски букв и т. д.).

Интересы у подростков с гипогенитальной формой инфантилизма своеобразны. Мальчики больше увлекаются спокойными играми, вышиванием, чтением, посещают кружок самоделок, охотно играют с младшими сестренкой или братишкой. В классе держатся незаметно, не могут себя защитить. Двигательные навыки и умения у них недостаточны. Дети неуклюжи, слабы, медлительны и неповоротливы. Нередко из-за этого подвергаются насмешкам со стороны быстрых и ловких, активных детей, зачастую с плохим поведением. Ища защиты, неуверенный в себе подросток старается подружиться с таким лидером, становясь, в свою очередь, «ходячей энциклопедией» для защитника. Эти подростки часто отличаются большой эрудицией, но они не всегда могут использовать полученные знания в учебных занятиях. Рассеянность и невнимательность на уроках приводят к незнанию многих элементарных правил, закономерностей, что затрудняет обучение. Нередко такие подростки склонны к бесплодным рассуждениям. Так, на уроке, отвечая на заданный вопрос, пускаются в пространные разъяснения, подчас забывая о цели ответа. Такие бесплодные рассуждения являются болезненной особенностью некоторых подростков, особенно с замедленным темпом созревания. Они жалуются на неотступное желание порассуждать по любому, даже незначительному поводу: о спортивных состязаниях, кинопрограммах, теории и законах технических наук и т. д. Но при этом они не приходят к определенным выводам, и это обесценивает смысл и цель их повествования, которое не имеет никакого логического завершения. Подростки жалуются, что устают от подобного мудрствования, но не могут себя остановить. В поведении они несамостоятельны, часто не могут принять какого-либо решения. Особенности поведения сказываются и на занятиях таких подростков: неоднократно начинают решать задачу, но не могут довести решение до конца, часто из-за невнимательности допускают пустяковые ошибки в вычислении, но не могут заставить себя проверить. Успеваемость у этой категории подростков неровная, внушаемость приводит к бессмысленному поведению: могут принять на веру всякое нелепое утверждение, списать, не подумав, что над ними подшутили и подсунули явно неправильное решение. Тем не менее они очень обидчивы, болезненно переживают свои неудачи в учебе и трудности в общении с одноклассниками. Часто ищут поддержки и защиты у старших покровителей. Лучше себя чувствуют в среде взрослых, особенно знакомых, где слывут эрудитами и тем самым удовлетворяются своей ролью и признанием.
Признаки гипогенитального инфантилизма

Признаки инфатилизма во внешнем облике подростка следующие: небольшой рост, полнота, «лунообразное» лицо, маленькие половые органы, писклявый голос, повышенный аппетит. Наличие сходных признаков у мальчиков 10-11-ти лет должно настораживать родителей, в таком случае ребенка должен обследовать прежде всего врач-эндокринолог. Если подобные черты передаются по наследству от родителей или ближайших родственников, то формируются наследственно-конституционные формы гипогенитализма. Но бывают и церебральные (мозговые) формы, связанные с недостаточностью гипоталамической (диэнцефальной) области. Возникает такая недостаточность вследствие перенесенных в раннем детском возрасте тяжелых заболеваний (инфекционные болезни, травмы черепа, истощающие заболевания) или связана с тяжелыми родами. Наследственно-конституционные формы гипогенитального инфантилизма лечит эндокринолог, церебральные - невропатолог и психиатр.
Приведем случай из практики.

Родители Гены Ж., 13-ти лет, обратились к врачу с жалобами на рассеянность мальчика, снижение успеваемости, неловкость, периодические головные боли, повышенную плаксивость, раздражительность. Во внешнем облике черты гипогенитального синдрома: округлое лицо с детским выражением, малоподвижной мимикой, избыточное отложение жира на груди, ягодицах, животе. Лечится у врача-эндокринолога. В беседе мальчик держится солидно, отвечает на вопросы очень пространно, уходя от основной линии повествования. Жалуется на головные боли, возникающие чаще всего при утомлении, быстро устает, особенно при физической нагрузке. Уроки физкультуры для него стали невыносимой мукой. Он не может подтянуться на перекладине, сделать кувырок, очень неловок в таких играх, как ручной мяч, футбол, хоккей. Мальчик очень переживает свои неудачи. Учитель физкультуры, по-видимому, не зная, что полнота и неповоротливость мальчика являются следствием болезни, а не лени и повышенного аппетита, неделикатно делает ему замечания, которые, естественно, вызывают насмешки у одноклассников. На остальных уроках Гена не испытывал особых затруднений, а литература, история, география были его любимыми предметами. Он много читал, слыл эрудитом. Точные дисциплины (математика, физика, химия) давались труднее. Мальчик забывал последовательность реакций, формулировки законов и теорем. Работоспособность на уроках была неровной и зависела от его самочувствия. Так, периодически при хорошем усвоении материала вдруг становился рассеянным, вялым, терял нить задачи, не мог заставить себя сосредоточить внимание. При этом, естественно, оценки снижались. Более комфортно чувствовал себя в среде взрослых, где охотно рассуждал на отвлеченные темы, часто предаваясь бесплодному мудрствованию.

Неудержимое стремление подростка как-то утвердить себя в коллективе сверстников привело его к нарушениям дисциплины. Причем инициатором Гена никогда не был. Обычно из-за удивительной внушаемости, неумения своевременно оценить последствия проступков он совершал их под влиянием более хитрых соучеников, которые успевали убежать или принять позу оскорбленной невинности, и виноватым оказывался Гена. С 5-го класса попал под влияние одноклассника с плохим поведением, который взял его под свою защиту, и никто не дразнил больше мальчика. Зато Гена выполнял за покровителя все задания, научился подсказывать ему на устных уроках. В результате ни к чему хорошему эта дружба не привела, а Гена научился делинквентным формам поведения.

Родители должны были задуматься над особенностями характера сына, провести с ним разъяснительную работу, показать всю несостоятельность такой дружбы, но главное - помочь найти достойного друга с общими для него интересами и широким кругозором. Конечно, не все дети и подростки с гипогенитализмом нарушают поведение, дружат с неуспевающими ребятами. Многие из них имеют друзей по интересам, посещают кружки и спортивные секции. Это дает им уверенность в своих силах и в жизненной позиции. По-видимому, лечебная физкультура и посильные физические нагрузки помогли бы Гене преодолеть отставание в физическом развитии и укрепить свое положение в детском коллективе. А лечебные средства и правильный режим обучения с обязательным выходным днем среди недели, если наступает период вялости, пассивности, сонливости и подросток жалуется на головные боли, способствовали бы стабилизации работоспособности.

К эндокринным формам инфантилизма относят также гипофизарный нанизм (карликовость). Психика детей с карликовым ростом также отличается рядом типичных особенностей. Ребенок не может на длительное время сосредоточиться, отвлекается, пропускает буквы, делает описки. За партой (обычно за первой) сидит неровно, часто занимается посторонними делами. Однако делает замечания другим, если его отвлекают. Иногда смотрит в одну точку, не слышит учителя, задание выполняет медленно, после неоднократного напоминания. Но в беседе с ним говорит о необходимости хорошо учиться, внимательно работать на уроке, пытается при этом поучать других. Медленно усваивает новый материал. При выполнении заданий проявляет творчество, пишет стихи, рассказы. Логическая память развита хуже: труднее дается усвоение теорем, законов физики, понимание химических уравнений. Однако с помощью учителей и родителей дети преодолевают эти трудности и учатся в среднем на «4» и «3». В тех случаях, когда родители заинтересованы в повышении успеваемости и много дополнительно занимаются с ребенком, успеваемость обычно выше.

Дети, страдающие гипофизарным нанизмом , проявляют некоторую несамостоятельность, требуют опеки старших детей: ходят с ними в школу и на прогулки. Нередко такая гиперопека бывает навязана им обеспокоенными родителями. Желание и потребность дружить и общаться с детьми, особенно со сверстниками, у них большая. Особенно эта потребность усиливается в среднем школьном возрасте. Необходимо позаботиться, чтобы ребенок был окружен вниманием не только близких ему людей, но и сверстников. Желательно продумывать общие игры, занятия, детские праздники, чтобы ребенок нашел свое место в детском коллективе, в классе. Учителя должны вовлечь такого ребенка в общественные дела класса, чтобы школа вызывала у него приятные эмоциональные переживания, формировала и поддерживала желание добиваться лучших успехов в учении. В противном случае у такого ребенка могут возникнуть нежелательные реакции: стойкое понижение настроения, нарушение сна, ограничение общения со сверстниками, снижение успеваемости, ухудшение памяти, отказ посещать школу. В таком случае родители и учителя должны окружить ребенка теплом и вниманием. Если его состояние не улучшается, необходимо обратиться к детскому психиатру, который назначит лечение. Иногда бывает целесообразно на 1-2 месяца разрешить обучение на дому или неполный учебный день, дополнительный выходной. Не следует бояться, что ребенок очень отстанет от одноклассников. Как только болезненное состояние пройдет, он наверстает пропущенное.

Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием слабых черт психики. Ребенок обычно робкий, пугливый, несамостоятельный, чрезмерно привязан к матери, трудно адаптируется в условиях детских учреждений.

Такие дети с рождения засыпают лишь после длительного укачивания, у них беспокойный сон. Кормление также вызывает трудности: вяло соеут, часто срыгивают, плохо набирают вес. При введении прикорма нередко отказываются от новой еды, а затем и совсем перестают есть. Наступает состояние, которое называется анорексией. Детей невозможно накормить - отворачивают голову, выплевывают пищу, плачут при виде тарелки с едой. Дома зачастую их пытаются накормить с помощью уговоров, игрушек, сказок. В детском саду они обычно не едят, а после насильно съеденной пищи у них начинается рвота.

Робкие, по характеру дети трудно привыкают к детскому коллективу. Вначале тихонько сидят в сторонке, прижав к себе принесенную из дому игрушку. На занятиях всегда пассивны, никогда не отвечают на вопросы при посторонних людях, не участвуют в утренниках, хотя дома охотно проигрывают целые эпизоды детского спектакля или утренника.

По своим интеллектуальным способностям подчас опережают своих сверстников и могут легко усваивать программу дошкольного обучения и школы. Однако проявить свой талант не умеют. В их ответах чувствуется скованность, неуверенность, отвечают обычно тихим голосом, что ухудшает представление педагога об их настоящих знаниях. Их работоспособность отличается особой тормозимостью. При появлении первых трудностей в выполнении задания детей охватывает паника («Не знаю, не умею, не получится»). Только мягкая, доверительная беседа, убеждающая ребенка в том, что он может выполнить это задание, подбадривание на протяжении его выполнения даст возможность преодолеть торможение, и ребенок успешно справится с поставленной задачей.

У таких детей часто отмечается страх отвечать устно. Так, ребенок, вызванный отвечать, вначале молчит, хотя накануне выучил урок. И если учитель немного подождет или подбодрит его, то начинает отвечать тихим голосом. Подчас терпение учителя иссякает, и он начинает торопить ребенка, требуя громкого ответа. В таком случае у ученика на глаза навертываются слезы, он молчит и в результате получает неудовлетворительную оценку. Очень расстраивается, дома плачет, жалуется маме, считает себя неспособным к обучению. Письменные работы такой ученик может выполнять только в привычном темпе и в привычных условиях. Смена учителя или манеры диктанта, изложения материала воспринимается ребенком как катастрофа. Он тормозит свое восприятие услышанного и уверен, что не понимает объясняемой темы. Инфантильность его поведения проявляется также в полной практической неприспособленности. Ребенок долго не может найти в школе туалет, столовую, очень медленно ест. Большие трудности испытывает на уроках физкультуры и труда, поскольку его движения угловаты и отличаются медлительностью и неуверенностью. Из-за недоразвития моторики поделки на уроках труда выполняет с трудом.

На фоне указанных черт психики могут возникать и школьные неврозы. Ребенок с диким нежеланием ходит в школу, чувствует там себя неуютно. Любое мелкое заболевание может встречать с внутренней радостью, так как понимает, что появляется возможность отсидеться дома. Нередко страх перед школой достигает значительной степени. При этом ребенок совсем не хочет ходить в школу, специально пьет холодную воду или бегает раздетым, чтобы заболеть. Это не лень, а боязнь отрыва от матери и привычной обстановки, которая становится непосильной для ребенка. Из-за неумения адаптироваться в детском коллективе ученик чувствует себя крайне дискомфортно, у него резко снижается усвояемость материала, ухудшаются память и активное внимание на уроке. Ребенок становится рассеянным, вялым, пассивным.

Помочь такой беде может только сочетание усилий педагога и родителей. Причем педагогу не так уж много требуется усилий и дополнительного времени, чтобы помочь ребенку адаптироваться в классе и повысить успеваемость. Необходимо только понять его особенности и отнестись к ним более терпимо. От родителей требуется больше. С ранних лет, заметив у ребенка черты заторможенности, робости, они должны сделать все, чтобы эти черты не развивались. Ребенка нужно убеждать, что вокруг ничего страшного нет, все люди доброжелательные, дети хорошие и никого не надо бояться в детском саду. Нужно попросить воспитателей не настаивать на принудительном кормлении, а с помощью детей создать такую непринужденную обстановку, в которой ребенок, глядя на других ребят с хорошим аппетитом, начал бы им подражать и есть. Воспитатель должен помочь ребенку преодолеть робость и выступить на утреннике.

Желательно показать будущему первокласснику школу, познакомить с учительницей, чтобы 1 сентября для него было меньше пугающей новизны. В начальных классах нужно развивать самостоятельность в решении простейших школьных проблем, помочь подружиться с ребятами. Оказывать помощь в приготовлении уроков следует только в том случае, если ребенок действительно не может осилить задания. По своим интеллектуальным возможностям он вполне способен усвоить учебную программу, его нужно только подбодрить. Необходимо отучить ребенка бесконечно повторять одно и то же из урока, так как при опросе он, растерявшись, может ответить невпопад именно то, что механически заучил, а не то, о чем его спрашивают, и еще больше растеряется. В старших классах, если такая потребность повторять не преодолена, детям приходится нелегко. Оценки часто зависят от особенностей реакции педагога на медлительность ребенка, его робость и неуверенность, а не отражают истинных знаний. Необходимость учиться у разных учителей, начиная с пятого класса, может стать таким непосильным психологическим грузом, что ребенок дезадаптируется: нарушаются сон, работоспособность, появляются раздражительность, головные боли и т. д. В этом случае следует непременно обратиться к детскому психиатру.

Психогенно обусловленный инфантилизм может быть связан с неправильными условиями воспитания, обычно в тех семьях, где ребенок один и его опекают несколько взрослых. При этом взрослые могут жить и не вместе с ребенком, но уделяют ему много внимания. Это внимание зачастую выражается в форме повышенной опеки, что препятствует развитию у ребенка самостоятельной и возможности самому регулировать свое поведение, решать трудные задачи и примеры по математике и т. д.

Нередко родители обижаются на вопрос врача о том, много ли взрослых опекает ребенка. Отвечают, что его никто не балует, а все ему прививают модели хорошего поведения. Врач не сомневается в том, что родители и ближайшие родственники не научат ребенка плохому. Однако излишняя забота взрослых с раннего детства формирует у ребенка черты несамостоятельности, безволия, неумение, а затем и нежелание преодолеть малейшие трудности в обучении. Он получает игрушки в большем, чем ему нужно, количестве, часто посещает зрелищные представления, совершает прогулки, экскурсии и т. д. Естественно, это развивает ребенка, расширяет его кругозор, информативность. Но если при этом не пробуждать интерес ребенка и стремление узнать что-то новое, у него вырабатывается пассивно-потребительское отношение ко всему. Ребенок учится, не затрачивая никаких усилий, получать то, что ему хочется: «Конструктор», «Железную дорогу», поход в цирк, кино и т. д. Волевые, регулятивные компоненты поведения не вырабатываются. Закрепляется пассивный стереотип потребления и неумение заставить себя чего-то добиться трудовым усилием. При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок не очень хорошо учится, так как не приучен трудиться, а уроки не приносят развлекательного удовольствия. С первых дней обучения нужно приучить первоклассника выполнять задания самостоятельно и самостоятельно их проверять. Ребенок должен отвечать за свои промахи и ошибки, только тогда он научится трудиться.

Режим дня школьника, кроме занятий, должен включать и время для интересных игр, прогулок с родителями, хотя бы по выходным дням, и домашние обязанности. Нужно подчеркивать, что труд ребенка такой же обязательный и интересный, как и труд родителей. Тогда ребенок будет гордиться своим посильным трудом и охотно выполнять его.

К сожалению, бывают случаи, когда взрослые не могут переключить ребенка с игры и развлекательных занятий на выполнение обязательных заданий и развить интерес к тем предметам, к которым он обнаруживает способности. Родители должны помнить, что любые способности следует поощрять и развивать, привлекая детей к занятиям в различных секциях, кружках и т. д.

Адаптация в коллективе данной категории детей весьма затруднена из-за таких черт характера, как себялюбие, эгоизм, неумение согласовать собственные интересы с интересами одноклассников.

Родители, желающие добра своему ребенку, должны научить его избегать конфликтных ситуаций, выполнять необходимые задания учителя и коллектива. В противном случае у ребенка может развиться невротическое состояние с нарушением работоспособности, неприятие школьной атмосферы. Ребенок жалуется на одноклассников, хотя сам не лучшим образом ведет себя по отношению к ним: не делится с ними, смеется над их неудачами.

Примером инфантилизма, сформированного под влиянием неправильного воспитания, может послужить такой случай из практики.

Валя Л., 9-ти лет, появилась в семье, когда родители потеряли надежду иметь детей. Девочка росла здоровой, смышленой, обладала хорошей памятью, любила рисовать, пела, танцевала, была музыкальной. В этом же городе жила тетя девочки. Детей у нее не было, и всю любовь, внимание и заботу она сосредоточила на Вале. В дошкольном возрасте как будто все было благополучно. Когда Валя пошла в школу, появились первые трудности, которые затем нарастали, как снежный ком. Валя решила, что уроки можно делать наспех, поскольку это неинтересное занятие, но получать при этом хотела только хорошие отметки, хотя в заданиях было много ошибок. Родители заставляли девочку переделывать задания и предъявлять их для проверки. Это очень надоедало, утомляло, расстраивало Валю. К концу первой четверти первого класса она уже возненавидела уроки, учительницу. Часто плакала, сердилась, подолгу не хотела садиться за «ненавистные уроки».

Тетя, горячо любившая племянницу, начала отстаивать ее право на свободное развитие личности (нередко, не понимая, что обозначают те или иные термины, люди любят ими жонглировать). Девочка прислушивалась к спорам родственников и выбирала ту позицию, которая ее больше устраивала. С этих пор, если Валю заставляли что-то делать, чаще всего уроки, она начинала капризничать или вызывающе кричала, что ее притесняют, не дают свободно развиваться. Жаловалась при случае тете, а та ее защищала. Так прошло полтора года в бесконечной «войне» родственников. Успеваемость девочки снизилась. В начале обучения в 3-м классе появились и двойки. После болезни девочка подолгу отказывалась посещать школу, не потому что робела перед учителем или сверстниками, а потому что дома было привольней, не надо заниматься, можно делать все, что хочешь. Охотно придумывала себе болезни. Родные стали водить ее по врачам, чтобы определить загадочную болезнь, которая проявлялась то болями в животе, то - в сердце. Периодически Валя жаловалась на головную боль, на то, что не может встать на ноги и т. д. Девочке очень нравилось повышенное внимание, а главное - болезнь спасала от уроков и, кроме того, с больного человека меньший спрос. И никто не обратил внимания, что плохое самочувствие чаще всего возникает по утрам, а через час-два, когда занятия в школе уже начались, девочка вновь веселая, оживленная, занимается любимым делом или смотрит телепередачи.

Поведение взрослых было неправильным. В присутствии ребенка не следовало обсуждать каноны педагогической науки, тем более, что их неверная трактовка только закрепляла отрицательное отношение ребенка к обязательным занятиям. Ведь именно защищавшая девочку тетя привела ее к психиатру, чтобы он обнаружил болезнь, так как другие врачи ее не находят. По-видимому, полезно было с первого класса преподать девочке уроки трудолюбия и помочь ей преодолеть первые трудности в обучении, порадоваться вместе с ней успехам. Ребенок, испытав радость от выполнения посильных заданий, захочет снова ее испытать, а своевременное поощрение укрепит уверенность в своих силах. Таким образом, ребенок научится регулировать свои желания и осознает необходимость занятий.