Как привить ребенку 7 лет трудолюбие. Как воспитать трудолюбие у ребенка

Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!

В возрасте 3-4 года малыш с большим удовольствием помогает в домашних делах. Для него домашний труд – это тоже познание мира. У него вызывает и вода, льющаяся из крана, и выскальзывающая из рук тарелка, и звон посуды. Вот этот интерес и нужно использовать, чаще предлагать ему сделать что-нибудь. Нужно поддерживать проявление любой детской инициативы. Хочешь — делай. Это и есть воспитание трудолюбия у ребенка.

А если вы по каким-то причинам запрещаете ребенку что-то делать, то потом приучить его к этой деятельности будет довольно сложно – интерес, возможно, угаснет.

Конечно, малышей сначала нужно приучать к выполнению простых поручений. К двум годам он будет пробовать одеваться. Может быть, пройдет целый год, пока он научится надевать самую простую одежду. А еще через некоторое время, научится справляться с пуговицами и шнурками. Пяти-шести летние детки могут помочь с уборкой, выполнить некоторую работу на огороде, помочь с приготовлением обеда, накрыть на стол, помыть посуду. Не забывайте мотивировать дитя, хвалить и благодарить. Если вы вообще не будете ни в чем ему помогать, то неудачный опыт может отбить желание пробовать снова.

Воспитание трудолюбия. Будьте терпеливы

Было ли у вас так, что постоянно приходится уговаривать, заставлять, ругать бесконечно копающегося ребенка? Сначала, его ну никак невозможно поднять с постели утром, потом заставить умыться, переодеться, позавтракать. Но ребенок ведь не родился копушей. Таким его сделали постоянные поторапливания: «Быстрей одевайся!», «Быстрей доедай !», «Сколько раз повторять, убирай игрушки!». Родители очень быстро приобретают привычку все время подгонять своих детей, а это в них порождает не трудолюбие, а упрямство. Наверное, если вы не можете заставить ребенка делать свои дела вовремя, то «пилите» его и ругаете на протяжении дня, потому что думаете, что только таким образом можете добиться от него выполнения ваших требований. Но получается замкнутый круг: вы пилите – он упрямится. Выход из него прост: поменьше «доставайте» его, постарайтесь больше доверять малышу или устанавливайте временные рамки выполнения задания, но в доброй форме. Разумное требует терпения!

Воспитание трудолюбия и возможности ребенка

При этом нужно учитывать физические , не перегружать малыша. А такое встречается довольно часто. У шести – семилетнего ребенка есть уже физическая сила, он многое способен сделать. И наше воспитание трудолюбия сводится к тому, что мы поручаем ему долго нянчить младших детей, разрешаем ему поднимать тяжести. Но все чрезмерное не является здоровым. Мышцы ребенка еще не очень выносливы, позвоночник до конца не сформирован, физические перегрузки могут вызвать общее истощение, привести к заболеваниям позвоночника. Многие требования малышу выполнить еще довольно трудно. Но очень важно, чтобы он получал удовольствие от работы, хотел что-то делать и получал удовлетворение от полученных результатов. Исследования психологов и наблюдения педагогов показывают, что в раннем возрасте поступки, в основном, совершаются под влиянием сиюминутных желаний, эмоций, и самый верный способ побудить дитя действовать в нужном направлении – это сделать для него привлекательным то, что ему предстоит сделать, вызвать у него положительные эмоции.

Воспитание трудолюбия. Как действовать?

Как же добиться этого? Мотивируешь, объясняешь, растолковываешь – ну никак не получается. В дошкольном возрасте для малыша труд – это подражание взрослым. Превратите его работу в своеобразную игру с элементами фантазии. Подскажите, как лучше убрать игрушки, мишку уложить спать. И вы будете приятно удивлены, как он будет увлечен такой игрой-уборкой. Подайте некоторые идеи, но не увлекайтесь, пусть малыш будет хозяином положения, что удовлетворит его самолюбие. Ребенок должен видеть перед собой определенную цель, должен знать, что его работа кому-то нужна, чем-то полезна.

Малыш, например, будет очень доволен, если ему дадут тазик с теплой водой и мыло для маленькой стирки кукольных одежек. Главное, выстирать одежду хорошо и убедиться, что она стала чистой. Если вдруг у него не получилось, то отнеситесь к его попытке с уважением и пониманием, утешьте, он же старался. Скажите малышу: «Я уверена, завтра ты постараешься еще больше, и у тебя все получится намного лучше!»

Серьезное отношение к труду ребенка и воспитание трудолюбия

не должен быть игрушечным. То есть труд должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесет удовлетворение ребенку. Разве, вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетние признают только полезный, целесообразный труд.

Самой распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребенка «от случая к случаю». Но для детей возраста пяти – семи лет выполнение определенных простых обязанностей – просто необходимость. Например, помыть посуду, подмести пол, полить цветы, застелить свою постель. Наличие обязанностей, которые ребенок должен выполнять, помогает развить у него , добросовестность, дисциплинируют, приучают тщательно выполнять и необходимую работу, не только приятную. А это немаловажно.

Некоторые находят оправдание в том, что у них не хватает времени для трудового воспитания ребенка. У нас нет времени ждать, пока малыш сам оденется или помоет посуду. Ведь мы же можем сделать все это быстрее, и результат будет намного лучше. Конечно, все верно, но так мы просто упускаем то золотое время, когда наш ребенок стремится сам сделать что-то, подражая нам. Двухлетнему малышу интересно самому справиться с надеванием колготок и майки, и он пыхтит, пытается сделать это, проявляя усердие и упорство. Вы очень спешите и хотите поскорее отвести его в детский сад, поэтому помогаете ему, чтобы все происходило быстрее. Но совсем не трудно разбудить ребенка на 20 минут раньше и дать ему время обслужить себя самому хотя бы частично.

К трем – четырем годам стремление к самообслуживанию угасает, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и , одевающему его взрослому и будет очень возмущен, если вы попросите его сделать что-то самостоятельно: почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте семи-девяти лет он начнет уклоняться от выполнения ваших поручений.

Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо с самого маленького возраста. Но:

— порученное малышу дело должно быть для него посильным;

— выполнение вашего задания должно давать ощутимый положительный результат;

— дела, которые вы поручаете ребенку, должны быть безопасными для него.

Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так что, если ребенок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом. А то, что он не очень скор в выполнении работы, не страшно. Он научится и будет все делать быстро и качественно! А воспитание трудолюбия не очень простая задача, но это процесс необходимый и Вам и малышу! Зачем , мы уже обсуждали в одной из предыдущих статьей.

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на обновления нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало ?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует , уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай

Многие родители задаются вопросом, нужны ли детям домашние обязанности, и если нужны, то зачем? Давайте размышлять вместе.

Знаменитый педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое». Так и растили поколения наших бабушек и мам – в труде, который являлся органичной частью их некомфортной по нынешним меркам жизни. Сами мы росли и воспитывались по-разному, и хотя у каждого был свой круг домашних обязанностей, трудовым воспитанием собственных детей мы не очень-то занимаемся – перевешивают другие приоритеты.

Сегодня многие дети настолько перегружены всевозможными кружками, школами, уроками и тренировками, что поручать им еще и домашние дела просто рука не поднимается. С другой стороны, всего 100 лет назад десятилетняя девочка умела топить печь, прясть, стирать и полоскать белье на речке, готовить еду для всей семьи и многое другое, что современному ребенку даже не снилось. В каждой семье, конечно, свои устои и правила, но выполнение минимальных домашних обязанностей может принести ребенку и семье в целом немалую пользу.

Помощь по дому – участие в жизни семьи

Невозможно представить себе счастливую и гармоничную семью, в которой бы не знали, что такое взаимопомощь. Трудно представить себе и любовь без желания помочь любимому человеку, поддержать его, разделить с ним его тяготы, пусть и чисто бытовые. Все мы очень ценим заботу о себе, проявляем ее по отношению к близким и дорогим нам людям и надеемся, что, глядя на нас, дети научатся заботиться о других. К сожалению, этого не всегда бывает достаточно.

  • Если ребенок не имеет домашних обязанностей, он чувствует себя освобожденным от ответственности за то, что происходит в доме, а это вырабатывает в нем потребительскую психологию.
  • Если при этом родители настоятельно подчеркивают, что главная обязанность ребенка – учеба, он может усвоить формулу: личные достижения важнее участия в общесемейных делах.
  • Без освоения элементарных трудовых навыков (а ведь даже чистить картошку нужно учиться) ребенок свыкается со своей несостоятельностью в качестве помощника, и, в конце концов, такое положение начинает его устраивать.
  • Без привычки к домашнему труду (который вполне может казаться бессмысленным, скучным, противным) ребенок не приобретает опыта так называемого трудового усилия – важной составляющей трудолюбия.
  • Ребенку, не имеющему регулярного опыта преодоления собственной усталости, лени, неприязни к тем или иным видам деятельности, будет нелегко научиться по-настоящему заботиться о близких, а это непременно негативно скажется на его взрослой жизни.

Как делегировать детям домашние обязанности?

Многие родители и рады бы наделить детей посильными домашними обязанностями, но, чувствуя с их стороны сопротивление, не знают, как быть. Обычно так происходят в семьях, где дети уже ходят в школу. Дошкольники, как правило, помогают с удовольствием, так как охотно подражают старшим и почти в каждом занятии находят элемент игры. Поэтому и с их природной отзывчивостью важно обходиться бережно, чтобы «не вспугнуть» это замечательное качество.

Чтобы воспитать в ребенке трудолюбие, необходимо:

1. Положительно реагировать на его первые попытки помочь, которые обычно проявляются в возрасте двух-трех лет – давать возможность их реализовать и подкреплять результаты похвалой.

2. Как можно больше дел выполнять вместе. Делать это непринужденно, с удовольствием, поддерживая диалог, помогать ребенку находить к обычной домашней работе креативные подходы.

3. Расширять круг дел, которые можно поручить ребенку, постепенно и, конечно, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.

4. Следить за своими словами. Если ребенок регулярно слышит фразы вроде «как же мне надоело готовить», «терпеть не могу мыть сковородки» или «я вам не домработница», он тоже начинает испытывать неприязнь к домашнему труду.

5. Мотивировать ребенка к домашней работе тем, что его помощь действительно необходима и действенна. Подчеркивать его сопричастность к общему семейному делу.

6. Не давать ребенку задач, смысл которых труднообъясним. Не увлекаться поручениями вроде мытья посуды руками при наличии посудомоечной машины.

7. Не ругать его за неудачи, обязательно хвалить за старания и поощрять творческий подход к делу. Не злоупотреблять поучениями и нотациями, не смотреть ребенку под руку и ни при каких обстоятельствах не произносить ужасных фраз про кривые руки и т.п. Не использовать домашние дела в качестве наказаний.

8. Не делать за ребенка того, что он может сделать сам.

Как развивать трудовые навыки у детей? Как привить любовь к труду у ребенка?

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться, будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам.

Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», — презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», — говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду.

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик, —

так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду — те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них.

Конечно, самый выигрышный вариант все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности.

Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь в сущности домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду:

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое сначала не получается. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации.

К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную тру-довую деятельность на личную деятельность ребенка. Воз-растает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Пору-чая ребенку тот или иной вид работы, необходимо прогова-ривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных дейст-вий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная, с преобладанием мужчин или женщин — все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой, дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.

И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играют последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.