Семейное дерево-яблоня: рисование с аппликацией. Конспект НОД в подготовительной группе «Моя родословная Материалы и оборудование

Если ребенку в школе или садике задали нарисовать генеалогическое древо его семьи, с помощью этой статьи вы легко справитесь с заданием.

Многих людей тянет к своим корням. Им интересно, кем были их предки, какой была их судьба. Поэтому мода на родословные и генеалогические деревья вернулась. Путь наименьшего сопротивления – воспользоваться онлайн-программой в Интернете или скачать приложение, позволяющие быстро оформить красочную семейную схему с фото. Но куда больше души будет генеалогическом древе, созданном своими руками. Сделать его часто задают ребенку.

Как правильно нарисовать генеалогическое древо семьи: шаблон, схема

Генеалогическое древо – это схема родственных связей внутри семьи, иногда для удобства и красоты изображаемая в виде дерева со стволом и кроной.

ВАЖНО: В условиях большого города не всегда есть возможность регулярно общаться даже с самыми близкими родственниками. Большинство из нас знают или помнят максимум прабабушек и прадедушек. Семейные связи слабеют и прерываются, а ведь человек без семьи, что дерево без корней, одинокий и слабый.

В Интернете сегодня существует масса сайтов, позволяющих с помощью специальных программ создать шаблонное генеалогическое дерево с фото. Также можно скачать рамочку для нескольких фотографий и в Фотошопе вставить в нее портреты членов семьи. Это быстро, удобно и, безусловно, красиво.



Генеалогическое древо: пример детской рамки для Фотошопа.

Но составление родовой схемы своими руками имеет массу преимуществ:

  1. Вы имеете возможность провести время за творческим процессом сами, со своими родственниками и детьми.
  2. Вы отдадите дань предкам, вернетесь к истокам своего рода, узнаете или вспомните много интересных и курьезных историй.
  3. Если вы будете составлять схему с фото, вы систематизируете снимки членов вашей семьи.
  4. Красивое и аккуратное генеалогическое древо – это интересное украшение интерьера.
  5. Если вы сделаете семейное древо с днями рождения родственников, с обозначением дней свадеб супругов, вы никогда не забудете их поздравлять.

Так с чего же начать? Как правильно рисовать схему?

В первую очередь, необходимо разобраться, какой вид она будет иметь. Ведь древо – условное название. Родословная может изображаться схематически, где родственники мужского пола – это «листочки» в виде квадратов, женского пола – круглые «листочки», а связь между ними обозначается ветками – стрелками. Если древо составляется вместе с ребенком, стоит продумать его художественное оформление, изобразить его в виде дерева, вырезать и наклеить на его ветви фотопортреты родственников.
Далее, определитесь, каким образом будет выглядеть ваша родословная:

  1. Нисходящая – самый распространенный и удобный вид. Такое древо начинают составлять с самого дальнего родственника. Обычно, это мужчина, так как традиционно роду нас передается по мужской линии. Вертикальные «ветви» дерева переходят вниз к его потомкам, родственные связи между ними обозначаются «ветвями» горизонтальным.
  2. Восходящая – вид схемы, которую используют, когда о предках человека мало информации. В «стволе» древа располагают того, для кого оно составляется. А вверху, по восходящей, размещают его родственников в прошлых поколениях. Оформляя генеалогическое древо вместе с ребенком (а оно чаще всего заканчивается на прабабушках и прадедушках), остановитесь на этом варианте.


Родословное дерево: нисходящая схема.

Родословное древо: восходящая схема.

Теперь возьмите ручку и блокнот, попытайтесь вспомнить своих родственников, по необходимости, даты их рождения, смерти, даты заключения брака, прочие сведения. Возможно, для этого необходимо будет поднимать документы.
Каким бы подробным ни было генеалогическое древо, обозначить на нем все сведения о родственниках не получится. Если вы подходите к вопросу серьезно, сделайте для каждого родственника карточку со всей известной и важной для вас информацией.
Если вы хотите делать художественно оформленное генеалогическое древо с фотографиями, заранее выберите те, которые будете использовать.

ВИДЕО: Как правильно составить генеалогическое древо?

Как составить родословное дерево своей семьи: образец

Являетесь активным пользователем Интернета? Для составления родословного дерева воспользуйтесь бесплатными программами:

  • «SimTree»
  • «GRAMPS»
  • «GeneWeb»
  • «GeneoTree»
  • «Семейная Летопись», «Древо Жизни» (бесплатными являются только демо-версии)


Генеалогическое дерево в программе Family tree.

Генеалогическое древо в программе «Летопись жизни».

Тянет на самостоятельное творчество? Возьмите в качестве примера одну из этих схем.



Родовое дерево: схема.

Генеалогическое древо семьи: пример.

Простой шаблон генеалогического древа.

Родословная под старину.

Как нарисовать дерево семьи карандашом поэтапно ребенку?

Для того, чтобы нарисовать древо семьи с ребенком, вам понадобятся:

  • простой карандаш
  • ластик
  • цветные карандаши, фломастеры, краски
  • линейка
  • ножницы
  • фото членов семьи

ВАЖНО: Нарисовать генеалогическое дерево, обычно, просят учеников младших классов или дошкольников. На занятиях, посвященных семье, ребенка просят рассказать о всех отображенных на схеме членах семьи, поэтому не делайте древо обширным. Покажите на нем только тех родственников, которых ребенок знает, о которых он сможет рассказать.

  1. Положите перед собой лист, лучше горизонтально.
  2. Простым карандашом нарисуйте ствол дерева и ветки.
  3. Нарисуйте крону. Насколько она будет реалистичной, зависит от возраста ребенка и его творческих способностей.
  4. На столе вверху дерева обозначьте место для имени и/или фото ребенка.
  5. Чуть ниже так же точно обозначьте его родителей.
  6. На ветвях деревьев расположите родственников со стороны мамы и папы соответственно (бабушек и дедушек, дядей, тетей, племянников, если они есть).
  7. Рисуйте семейное древо так, чтобы поколения по возрастанию были друг под другом: мама и папа, ниже – бабушки и дедушки, еще ниже – прабабушки и прадедушки.
  8. Родственников из одного поколения изображайте рядом по горизонтали.
  9. Соедините всех родственников горизонтальными и вертикальными стрелками.
  10. Раскрасьте фон на усмотрение, ствол и ветки дерева – коричневым цветом, листья – зеленым. Если будут рамки для фото, оформите и их.
  11. Возьмите подготовленные фото, аккуратно вырежьте портреты членов семьи, наклейте их на соответствующие места.
  12. Подпишите семейное древо. Например, «Семейное древо Петровых», «Аня Петрова и ее семья», «Моя семья», прочее.


Семейное древо карандашом: шаг 1.

Семейное древо карандашом: шаг 2.

Семейное древо карандашом: шаг 3.

Семейное древо карандашом: шаг 4.

Семейное древо карандашом: шаг 5.

Семейное древо карандашом: шаг 6.

Семейное древо карандашом: шаг 7.

Семейное древо карандашом: шаг 8.

Семейное древо карандашом: шаг 9.

Семейное древо карандашом.

ВАЖНО: Рамочки для фото каждого родственника можно сделать в виде листочков, яблочек, прочее, тогда дерево получится ярче и красивее.



Рисуем ствол дерева и ветви.

Рисуем крону. Схематически намечаем места — «яблоки» для членов семьи.

Детализируем рисунок и раскрашиваем его.

Оформляем фон. В «яблоки» вписываем членов семьи или вклеиваем их фото.

ВИДЕО: Рисуем свое родовое дерево

Родословное дерево семьи: рисунок карандашом для детей

Вот еще один пример, как с ребенком нарисовать карандашом родословное дерево. Принцип практически тот же, но лист располагают вертикально, а для ребенка место определяется внизу дерева.



Оформление нисходящего семейного древа: шаги 1-3.

Оформление нисходящего семейного древа: шаги 4-6.

Подойдите к оформлению генеалогического дерева для ребенка творчески. Используйте техники:ВИДЕО: Генеалогическое древо своими руками: скрапбукинг

В последние годы много говорят о семейных ценностях, но для маленьких детей такие понятия абстрактны. Хотите наглядно показать малышу, что он - часть большой семьи? Тогда соорудите вместе с ребенком семейное дерево!

Как известно, яблоко от яблони недалеко падает. Что ж, давайте вдохновимся этой народной мудростью и изобразим всю семью в виде яблони, где все ее члены будут яблочками!

Время изготовления вдвоем с ребенком - 1,5-2 часа.

Возраст: от 3-х лет, в зависимости от навыков ребенка. При необходимости, вырезать может взрослый, а ребенок будет заниматься рисованием и аппликацией.

Вам потребуется:

  • Ватман или лист бумаги формата А3 для основы;
  • 2 листа белой бумаги А4 для портретов и надписей;
  • ножницы: детские и взрослые;
  • чернографитный карандаш;
  • цветные карандаши или фломастеры, можно использовать краски;
  • синяя или черная шариковая ручка;
  • клей ПВА;
  • цветная бумага: два листа зеленых оттенков - светлый и темный, красный, оранжевый и желтый лист, совсем немного от коричневого листа.

Этапы создания семейного дерева:

Многие этапы выполняются одновременно мамой и ребенком.

Наша цель - выполнить поделку максимально руками ребенка. Родитель выступает в качестве руководителя, помощника и координатора действий.

1. На листке бумаги А4 ребенок рисует мини-портреты всех членов семьи и обводит в рамку-кружок. Диаметр рисунков примерно 4 сантиметра. Это можно сделать заранее, даже накануне, и работать с готовыми рисунками. Ребенок самостоятельно вырезает портреты по контурам «рамки».

2. В это время мама на обратной стороне темно-зеленого листа карандашом делает набросок кроны дерева. Даем ребенку вырезать крону по контуру.

3. Приклеиваем крону на бумагу формата А3.

4. Делаем «яблочки» из портретов. Самый простой и быстрый способ - наклеить неровно вырезанные ребенком портреты на лист красной цветной бумаги. Затем вырезаем с отступом примерно в 0,5 мм, формируя силуэт яблочка.

5. Вырезаем коричневые палочки-черенки и наклеиваем их на яблочко.

6. Рисуем образцы листьев на светло-зеленом листе и даем ребенку вырезать.

7. Теперь нам нужно сделать надписи - имена членов семьи.

8. Как вариант, если ребенок еще не овладел навыками письма в полной мере, то родителям можно на листе белой бумаги сделать надписи - образцы, а ребенок их «срисует», то есть напишет рядом с образцом.

9. Ребенок вырезает написанные имена.

10. Выкладываем на «примерку» наши яблочки поверх зеленой кроны, которую мы еже приклеили. Проговариваем, кто чей папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка. Здесь можно познакомить ребенка с понятием «поколение», да и с более сложными наименованиями родственников: племянник, двоюродный брат, теща, невестка, свекровь и т.д.

11. Прикрепляем яблочки клеем, затем листики и надписи с именами.

12. Подрисовываем ручкой или фломастером черные полоски внизу яблока, с противоположной черенку стороны.

13. Рисуем очертания дерева. Даем разгуляться фантазии ребенка: здесь он рисует то, что захочет: например, белочку в дупле, которая насушила грибов на зиму, бабочек, стрекоз, птичек, пчелок, улитку и т.д.

14. Из цветной бумаги делаем аппликации: вырезаем маленький цветок, наклеиваем его на бумагу другого цвета, вырезаем по контуру с отступом 0,5 см, наклеиваем на бумагу третьего цвета и снова вырезаем с отступом (аналогично производству яблок из портретов родственников).

15. Приклеиваем цветы на картину. Ребенок дорисовывает стебель и листья. Листья так же можно выполнить в технике многослойной аппликации.

16. Раскрашиваем карандашом зеленый луг.

17. Делаем объемную травку. Из куска зеленой бумаги вырезаем несколько полос. Делаем загиб шириной 2-5мм. Его мы потом намажем клеем и приклеим к основной картине. На свободной части зеленой полосы делаем надрезы и «разлохмачиваем» травку. Приклеиваем к рисунку.

18. Теперь осталось подписать наше семейное дерево и дату его создания.

Желаем приятных творческих минут!!!

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательно-речевое развитие»:

Познакомить детей с понятиями генеалогического древа семьи, родословной;

Развивать у детей умение составлять интересный творческий рассказ о своей семье по изготовленному своими руками модулю.

Задачи ОО в интеграции:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать развивать аккуратность в выполнении аппликации: пользоваться салфеткой при работе с клеем, равномерно наносить клей на бумагу в соответствии с ее размером; - Развивать выразительность в реализации художественных образов при обыгрывании различных бытовых действий во время физкультминутки.

Образовательная область «Коммуникативно-личностное развитие»:

Воспитывать у ребенка гордость за свою семью, укреплять любовь и привязанность к близким людям, повысить у ребенка ощущение значимости своей личности внутри семьи;

Продолжать воспитывать уважительное отношение к сверстникам: не перебивать, внимательно выслушивать рассказ собеседника.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Активизировать двигательную активность детей, способствовать снятию усталости и напряжения, развивать мелкую моторику.

Оборудование для педагога: Конверт с находящейся внутри графической моделью семьи в виде треугольника, графическая модель генеалогического древа.

Оборудование для детей: Лист бумаги А4 с силуэтом дерева, клеенка, салфетка, розетка с клеем, кисточка, подставка с кружочками из цветной бумаги разных цветов (2 коричневых, 2 желтых, 1 красный, 1 синий, 1 розовый, 1 голубой, 1 зеленый, 1 оранжевый).

Предварительная работа :

  • Познавательные игровые ситуации «Кто я?» (половая дифференциация);
  • Беседа «Бабушка и дедушка»;
  • Рисование «Я и моя семья»;
  • Выполнение домашнего задания «Расскажи о своей семье по фотографии»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики, физкульминутки.

Воспитатель показывает детям большой почтовый конверт:

«Посмотрите, какой у меня интересный конверт, и это совсем необычный конверт – внутри него находится ответ на загадку, давайте, вы попробуете ее отгадать.

В каждом доме, в каждой квартире разные люди дружно живут,

Вечером встретившись время проводят дружно, а утром все вместе встают.

Есть среди них совсем молодые – в садик и в школе ходят пока.

Есть что постарше – они на работах трудятся разных в поте лица,

Есть среди них совсем пожилые – те, кому нужен покой и уют:

Все эти люди любят друг друга, дружно и весело вместе живут.

Может быть вы уже догадались, как одним словом назвать их, друзья?

Слово простое, слово родное, Скажите какое?

(Ответ детей.)

Воспитатель: Конечно, семья!»

Воспитатель достает из конверта Графическую модель семьи, изображенную в виде треугольника: «Ребята, посмотрите, а что же здесь оказалось в конверте, что нарисовано на рисунке?» Дети: «Треугольник». Воспитатель: «А почему же здесь оказался треугольник?» Дети предполагают.

Воспитатель: «А я, кажется, догадалась, на этом рисунке семья изображена в виде треугольника. Посмотрите, ребята, как у каждого треугольника – у этого есть основание – это та грань, на которой он лежит. Это дедушки и бабушки – они являются опорой и основанием нашей семьи. У этого треугольника есть боковые грани, они продолжают наш треугольник, а в семье – продолжатели семьи – наши родители, они как грани треугольника держат нашу семью вместе. Посмотрите, у треугольника боковые грани сходятся в вершине – это дети, как и вы, они хоть и самые младшие в семье, но без них семья также не может существовать.

У каждой семьи есть своя родословная. Кто самый старший в семье? Дедушки и бабушки. Правильно. А ваши родители, мамы и папы, кем они являются для бабушек и дедушек. Сыновьями и дочерьми. Ребята, а кем вы являетесь для своих родителей? (Сыном. Дочерью. Сыновьями и дочерьми.) А когда вы вырастете, то и у вас будут дети, которые будут для вас сыновьями и дочерьми. И так человеческий род, ваша семья продолжится.

Люди научились изображать свою семью в виде дерева – называется он генеалогическое древо.

Сейчас я вам покажу модель генеалогического древа. Давайте встанем и пройдем со мной к мольберту. Посмотрите – это модель генеалогического древа семьи.

У него есть все части, как и обычного дерева. Скажите, из чего состоит обычное дерево? (Корни, ствол, ветки.) У генеалогического древа тоже есть корни, ствол, и ветви. Кто может показать, где у этого дерева корни? (То же задание и по стволу, и ветвям.) Вы заметили, что это дерево необычно раскрашено? Какими цветами? (Красным или розовым, синим или голубым.) Красный или розовый цвет обозначает женскую линию нашего рода. Синий или голубой цвет обозначает мужскую линию нашего рода. А как вы думаете, почему именно эти цвета, почему не наоборот? Красный цвет – цвет яркий, выразительный, девчонки с самого детства любят красный цвет, розовый – символ нежности. А голубой и синий - это цвет моря, неба, а мальчики с самого детства играют с кораблям и самолетами, мечтают покорить небесные и морские дали.

Ребята, я хочу вас научить, как сделать настоящее генеалогическое древо своей семьи. Хотите? (Да.)

Вы его изготовите своими руками, поэтому перед работой ручки нужно размять.

Теперь я вас приглашаю сесть за столы на свои стульчики. Сейчас мы научимся, как создать модель своего генеалогического древа семьи. Вы, наверное, заметили, что перед вами у каждого лежит модель древа.

Посмотрите на картинку – каждый член семьи обозначен своим цветом: Каким цветом обозначена бабушка (желтым), дедушка (коричневым), мама (красным), папа (синим), брат (зеленым), Сестра (оранжевым)? А себя мы изобразим розовым или голубым цветами. Девочки каким цветом? (розовым) А мальчики? (голубым).

У вас на столах есть у каждого кружочки таких цветов. Теперь вы возьмите эти кружки и давайте разместим их, обозначив членов семьи, на своих древах.

Дети размещают при помощи воспитателя кружки-обозначения. Желтые и коричневые, обозначающие дедушек и бабушек, на уровне корней, красные и синие, обозначающие родителей, на уровне ствола, а себя и брата или сестру, в зависимости от того, кто у ребенка есть на уровне ветвей.

Воспитатель: «Молодцы ребятки, мы немного засиделись, предлагаю вам поиграть. Давайте, выйдем из-за столов, сделаем круг и опустим ручки. Эта игра вам знакома, называется она «Дела семьи».

В нашей семье всем найдется работа – «Тарелочки» прямыми руками
На выходных все в делах и заботах:
Дедушка красит стол на балконе Имитация движения кистью
Бабушка квасит капусту в баллоне «Жмем» капусту
Мама белье в тазу замочила Махи руками (полоскание белья)
В таз порошок она положила «Трясет коробку с порошком»
Папа из досок стол мастерит Несет доску большую
Куда не посмотришь – работа кипит Козырек, повороты в стороны
И я не стану долго ждать Развели руками
Стану кому-нибудь я помогать.

Девочки помогают мамам стирать,

мальчики папам мастерить стол.

Затем дети возвращаются за стол и приклеивают кружки так, как разместили их на генеалогическом древе, напоминая, кого обозначает кружок каждого цвета. Воспитатель уточняет в индивидуальной форме расположение члена семьи на генеалогическом древе.

После работы дети вместе со своими работами располагаются на ковре и каждый ребенок рассказывает о своей семьей по схеме, называя членов семьи по именам, и рассказывая о увлечениях и хобби каждого члена семьи, чем любит заниматься с ним в свободное время.