Темы бесед воспитателя с детьми. Беседы с детьми в ДОУ в средней группе

Разговор о правильном питании О том, что правильное пита­ние - залог здоровья, знает каж­дый из нас. Однако далеко не всегда обеспечивается правиль­ное питание детей. По нашим данным, только у 35% детей младшего школьного возраста рацион и режим питания соот­ветствуют гигиеническим требо­ваниям. Большинство же детей не могут «похвастаться» регулярно­стью питания (едят два, а то и один раз в день), используют в пищу преимущественно те блюда, которые нельзя отнести к раз­ряду полезных (чипсы, шоколад­ки, «газировку»), не соблюдают гигиенические правила и т.д. Стоит ли удивляться тому, что постоянно увеличивается число детей с заболеваниями и фун­кциональными нарушениями, обусловленными нерациональ­ным питанием. Причина сложившейся небла­гополучной ситуации зачастую кроется в отсутствии у детей знаний о правильном питании и несформированностью полезных привычек. Очевидно, что воспи­тывать культуру питания следует с раннего детства. Однако каким должно быть это воспитание? Основная задача- сформировать у детей представ­ление об основных правилах ра­ционального питания, готовность их соблюдать.Темы бесед с детьми в ДОУ

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Как выглядят интеллигентные люди? В качестве подсказки к ответу на заданный вопрос можно привести образы героинь и героев, представленных в литературе. У Пушкина это прекрасно воспитанная, образованная, скромная, умная, обладающая чудесными манерами и знающая правила этикета девушка по имени Татьяна. Она описана в «Евгении Онегине» — романе в стихотворной форме. Там же подробно раскрыт и образ современного (на момент выхода данного произведения в свет) денди - самого Евгения Онегина.

Что отличает их обоих от крестьян, например?

Не статус и не обилие денег, а уже упомянутые ранее образованность, знание правил и норм этикета и еще один ключевой момент. Это умение правильно вести диалог.

Со времен Пушкина прошло немало лет, однако в современном мире по-прежнему считаются интеллигентными людьми те, кто обладает данными способностями.

Именно поэтому в статье мы подробно изучим, что такое беседа и каковы ее правила и основы.

Значение слова «беседа»

Знакомство с любым непонятным термином, определением и т. д. следует начинать с выяснения того, что оно собой представляет. Чтобы получить точное и максимально подробное толкование, следует прибегнуть к помощи словарей.

Согласно определению, представленному русским лингвистом и языковедом Татьяной Федоровной Ефремовой, что такое беседа, можно объяснить тремя словами-синонимами:

    разговор;

    собеседование;

    передача.

Причем под беседой подразумевается непременно спокойный словесный обмен информацией между людьми, а также передача чувств и эмоций в словесной форме. Причем ключевым моментом в таком разговоре считается тихая и приятная атмосфера, никаких споров, криков, оскорблений и взаимных упреков.

Что происходит во время беседы

Выяснив, что такое беседа, перейдем к изучению того, что происходит между людьми во время подобного обмена репликами. А в следующем пункте данной статьи разберемся, где этот метод общения применяется.

Итак, во время беседы между людьми происходит некое волшебство, сближающее их, помогающее понять как друг друга, так и самих себя. Однако далеко не каждая беседа может протекать в свойственном ей ключе. Во многих случаях люди, напротив, ожесточаются, озлобляясь друг на друга.

Именно поэтому для хорошей индивидуальной беседы важно не только умение говорить и выражать свои мысли, эмоции, чувства словами, но и слушать, то есть понимать, о чем говорит собеседник.

Где применяется беседа

Подобная способность восприятия других людей называется эмпатией. Особенно важна она в работе психолога. Ведь люди, приходя к человеку этой профессии за помощью, словно исповедуются. Но порой говорят не прямым текстом, а некими метафорами, образами, намеками, а иногда и вовсе утаивают информацию. Догадаться об этом можно лишь читая между строк. Однако в этом случае существует угроза неправильной трактовки слов клиента. Поэтому задача настоящего психолога - расположить человека к себе, помочь ему открыться. И это можно сделать, зная, что такое беседа и как именно она должна структурироваться.

Помимо широкого применения психологией подобного рода общения, беседы используются в повседневной жизни и деловой: в семье, в школах и университетах, при приеме на работу, на переговорах и т. д. Поэтому, если сказать, что такая форма общения встречается везде, это не будет преувеличением.

Виды беседы

Психологи делят беседы на формальные и неформальные. Формальная беседа подразумевает следование этикету, нормам и правилам. Например, подчиненные должны обращаться к своему начальнику на «вы» или учителю в присутствии учеников нельзя говорить коллеге «ты».

Другое дело неформальное общение. Его можно услышать, например, во время беседы друзей. В этом случае эмоции и чувства берут верх, и участникам не требуется формулировать свои реплики в официальной форме. Именно этот вид беседы мы используем в повседневной жизни: в разговоре с друзьями, знакомыми или родственниками.

Правила и нормы беседы

Любая беседа должна в первую очередь приносить радость собеседникам. И для выполнения этого условия следует структурировать общение в особом ключе, то есть соблюдать правила беседы, причем для каждого вышеперечисленного вида они свои.

Основы деловой беседы:

    Обращаться к участникам только на «вы».

    Говорить по сути.

    Не допускать пустых или бестактных высказываний.

    Не перебивать.

    Четко аргументировать свою точку зрения.

Нормы неформального общения отличаются от делового тем, что в нем участники могут говорить практически все, что им приходит в голову, при этом обращаясь друг к другу на «ты». Однако в этом виде беседы также важно уважать своего собеседника, слушать его, не пытаться унизить или оскорбить, и не позволять этого другим участникам.

Как начать разговор и о чем вести беседу

Чтобы ответить на вопрос, что же можно обсуждать, или как выбрать тему беседы, следует учитывать следующие критерии:

    Вид беседы.

    Возраст участников.

    Цель беседы.

Исходя из этого, следует выбирать такую тему, в которой ее организатор будет сам хоть что-то смыслить и понимать, а также ту, что будет интересна не только ему, но и всем участникам процесса.

У деловой беседы практически всегда есть обозначенная тема, поэтому с ней проблем не возникнет. Главное, не бояться высказывать мысли, комментарии и аргументировать свою точку зрения.

Неформальная же беседа не обязывает людей начинать и продолжать общение. Поэтому, чтобы завести разговор, человека следует заинтересовать.

При желании заговорить с незнакомыми или малознакомыми людьми важно найти, к чему можно «прицепиться» и начать диалог. Например, для девушки очень важен ее внешний вид. Следовательно, у молодого человека, что как бы ненароком похвалит ее черты лица, какой-либо аксессуар, прическу и т. д., будет шанс не просто получить отклик, но и продолжить общение.

Также хорошим поводом начать или поддержать неформальную беседу будут такие извечные темы, как: погода, домашние животные (в современном мире преимущественно коты), фильмы, музыка и т. п.

Как правильно беседовать с детьми

Дети — самые сложные и нестабильные люди, именно поэтому так важно правильно строить беседу с ними. Особенно если разговор на какую-либо серьезную тему, например о разводе родителей или половом созревании.

Итак, беседа с детьми (будь то малыши или школьники) имеет существенные различия. А все потому, что на ее построение влияет возраст ребенка. Исходя из этого, можно представить следующие рекомендации:


Экология жизни. Дети: Даже в самой дружной семье между детьми возникают конфликтные ситуации, ссоры, драки. Одни родители занимают позицию невмешательства...

Даже в самой дружной семье между детьми возникают конфликтные ситуации, ссоры, драки.

Одни родители занимают позицию невмешательства: «сегодня поссорятся – завтра помирятся».

Другие становятся на защиту одной из сторон: «младшего нельзя обижать», «старшего нужно слушаться», «поднять на девочку руку недостойно для настоящего мужчины».

Третьи устраивают «разбор полетов» для истинного виновника происшествия.

Беседа эта имеет свои особенности и предполагает наличие у родителей чуткости и педагогического такта.

  • Не начинайте неприятный разговор с критических замечаний. Чтобы с самого начала не озлобить ребенка, поговорите с ним на нейтральную тему. Спросите его о школьных делах, о приятелях – настройте на позитивную волну.
  • Замаскируйте прямую критику между похвалами: «Я заметил, что в последнее время твои отношения с сестрой стали намного мягче…»; теперь замечание по сути: « Но то, что произошло сегодня утром, нас всех огорчило…»; и в конце: «Я очень надеюсь на твое мужское благородство и уверен, что ты…».
  • Говорите по существу. Обсуждая детали инцидента, вы покажете ребенку, что действительно всесторонне и глубоко проанализировали случившееся, а не отчитываете его под горячую руку.
  • Сочувствуйте. Ничто так не подкупает людей, как сопереживание. Дайте ребенку почувствовать, что, осуждая его некрасивый поступок, вы не отвергаете его самого. Не одобряя в целом его действия, вы все же способны понять причины, вызвавшие его агрессию.
  • Сохраняйте спокойствие. Даже нейтральная по содержанию фраза, произнесенная с угрозой, может вызвать нежелательную защитную реакцию. Помните, что ваша задача – вызвать чувство раскаяния, а для этого душа ребенка должна быть раскрыта перед вами доверием.
  • Не отвлекайтесь от темы. Не стоит припоминать сыну аналогичные поступки в отношении других членов семьи или его недостойное поведение вне дома. Злопамятство еще никогда и никого не сближало.
  • Создавайте единое поле с похожими вибрациями. Вы сможете глубже проникнуть в душу ребенка, если будете разговаривать с ним не тоном участкового милиционера, не заученными фразами педагога, а используя «Я – высказывания»: «я чувствую…», «мне очень неприятно…», « я переживаю…», «я бы хотел…», «давай вместе обсудим…». Ребенок будет благодарен за то, что в сложной ситуации вы не оставили его без поддержки.
  • Критикуйте поступок ребенка, а не его самого. Каждый нормальный человек защищает свою личность. У него возникает чувство агрессии по отношению к обидчику. Мы же не этого хотим достичь нашим разговором? Почувствуйте разницу между высказываниями: «Ты грубиян, несносный мальчишка» и «Ты поступил с сестрой грубо, такое поведение не достойно настоящего мужчины».
  • Следите за эмоциональной реакцией ребенка. Если он понурил голову, рассматривает свои пальцы – это сигнал о том, что он уже не воспринимает ваши нотации. Если он со всем соглашается и смотрит на вас широко раскрытыми глазами – вряд ли он искренен, скорее всего хочет быстрее закончить неприятный разговор.
  • Критика «на одну тему» воспринимается только первый раз. Во второй раз она уже не срабатывает. Поэтому в случае повторения подобной ситуации не стоит проводить беседу по тому же сценарию. Лучше высказать недовольство по поводу того, что предыдущий разговор прошел впустую и сын не оправдал ваших надежд. Ну а в третий раз пора принимать более действенные карательные меры.

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ : Невыдержанность.

Цель беседы: рассказать детям о правилах поведения в обществе, о необходимости учиться сдерживать свои негативные эмоции.

Все люди, и взрослые, и дети иногда приходят в ярость и дают волю своему гневу. Правда воспитанные люди стараются сдерживаться и срываются ре-же. Некоторые дети так злятся, что теряют контроль за собой и с ними очень трудно сладить. Они топают ногами, кричат. Многие капризные дети часто пытаются воздействовать на родителей и добиться своего.

Вспомните, происходило ли с вами такое? Как отреагировали ваши родители?

Родители разумные люди и они не пойдут на поводу у ребенка скандалиста. В основном они говорят: «Ты так безобразно себя вел, что не может быть речи об исполнении твоей просьбы. В другой раз, если ты будешь вести себя сдержанно и спокойно - мы подумаем.

Если часто давать волю своему гневу, невыдержанность может перейти в привычку. Кто часто скандалит, может заметить, что родители считаются с его желаниями все реже. Да и дети не любят иметь дело со сверстником, который то и дело выходит из себя.

Ситуация: 2 подружки играют в куклы. Одна из девочек все время недовольна: то не то платье надела, то не это.

С какой из девочек вы предпочли бы дружить?

Одно из главных отличий между дикими и домашними животными то, что домашние животные умеют сдерживать свой гнев. Например, собаку с детства приучают не кусаться, даже если ей что-то не нравится. Если собаку не воспитывать, она будет кусаться при малейшем раздражении, как дикий зверь. Также и дикие лошади тоже умеют сдерживать свой гнев. А значит и человеку это подавно нужно делать.

Беседа с детьми : Помни о других.

Цель беседы : объяснить детям правила общения между людьми, рассказать, что наши поступки могут радовать и огорчать близких.

Может ли от нашего поступка зависеть настроение человека, который находится рядом с вами?

Читаю детям стихотворение «Любочка».

Я не случайно рассказала вам это стихотворение. Сегодня мы познакомимся с человеческим правилом, которое нужно запомнить на всю жизнь. Прочитайте это правило на доске: ПОМНИ О ДРУГИХ.

Ты живешь на свете не один, а среди людей. Твои поступки могут радовать их и огорчать. Так и в стихотворении: когда Любочка была веселая, каково было окружающим ее людям? А что произошло потом?

Есть очень хорошая фраза: поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Я не раз буду повторять вам эти слова. Если мы хотим быть с вами, как одна большая семья, мы должны соблюдать это правило. К сожалению не у каждого получается думать и помнить одругих. Сегодня я хочу, чтобы вы при помощи разных ситуаций посмотрели на себя со стороны. Самое главное, мы увидим, как от плохих поступков страдают люди.

Витя после прогулки пошел к другу смотреть телевизор. Мама не нашла сына во дворе и заволновалась.

Вывод: уходя из дома. Обязательно скажи, куда ты идешь, когда вернешься, даже если ты уходишь ненадолго. Задерживаешься - звони по телефону.

ПОМНИ О ДРУГИХ: родители волнуются.

Дети перебегают дорогу не соблюдая правил дорожного движения.

Вывод: сами подвергают себя опасности и заставляют волноваться водителя.

Ученик на прогулке все время убегает от группы.

Волнуются одноклассники, учитель.

Мама пришла с работы уставшая. ??? Как мы ее встречаем?

Чтение стихотворения «Разговор».

Вывод: встретим маму добрым словом, возьмем сумки из рук.

Проблема. Мы теперь знаем правило «Помни о других», а как я буду помогать человеку, если у меня нет возможности?

Очень часто мы можем поддержать человека добрым словом и делом. Мы можем помочь мимикой, жестом, словом, то есть мы можем подбодрить, развеселить, поднять человеку настроение.

Мы все с вами разные люди. Мы по-разному говорим, пишем, читаем. Скажите, а можно ли смеяться над недостатками человека? (Можно обидеть и расстроить человека.)

Просмотр презентации : Смешарики. Мы разные.

Итог урока.

Беседа с детьми . Грязные руки.

Цель беседы. Рассказать о необходимости следить за чистотой своего тела.

Зачем мыть руки, если они снова испачкаются?

Никто не спорит. Руки у детей сильно пачкаются при игре на улице или дома. Чем больше они пачкаются, тем чаще их нужно мыть. Оставлять руки грязными опасно для твоего здоровья. Если потереть грязными руками глаза, они могут воспалиться от попавших частиц грязи.(Такое заболевание называется коньюктивит). Если взять грязные руки в рот, то болезнетворные микробы могут вызвать расстройство желудка, боль в животе.

Вот в каких случаях нужно мыть руки:

Мой руки перед и после посещения туалета.

Не забывай мыть руки перед едой.

Вымой руки и после еды, если ты их испачкал в липком или жирном соусе.

Обязательно мой руки, когда ложишься спать.

Беседа с детьми : Чем заняться после школы.

Цель беседы: рассказать детям, как можно использовать свободное время с пользой для себя.

Некоторые дети в свободное время от школы бесцельно шатаются по квартире, валяются на диване. Это неправильно и вредно.

Вот несколько примеров, чем можно занять себя.

1.Музыкой, танцами.

3.Кройкой, шитьем, плетением из бисера.

4.Теннисом и плаванием 5.Учиться вкусно готовить.

6.Играть в волейбол, баскетбол, хоккей, футбол, кататься на велосипеде.

Беседа с детьми . Можно ли играть с огнем?

Наблюдая за тем, как пользуются огнем старшие - зажигают газовую плиту, разводят огонь в печи, сжигают мусор - дети хотят, чтобы и им дали попробовать разжечь костер или зажечь спичку. Если случился пожар- ребенка так и тянет пойти и посмотреть на огонь. Поэтому очень важно, чтобы вы запомнили: с огнем шутки плохи, т.к. он легко может выйти из-под контроля и стать по- настоящему опасным.

Детям нельзя играть со спичками и зажигалкой. Учиться зажигать спичку можно только под наблюдением взрослых.

Если тебе разрешили самостоятельно пользоваться спичками, нужно помнить несколько правил:

1. Не пытайся самостоятельно разжечь костер. Ветер может разнести пламя.

2.Нужно разводить костер в специально вырытой яме (например если вы на природе готовите еду на костре).

3.Никогда не брызгай на костер воспламеняющиеся жидкости.

4. Помни: самый быстрый способ погасить пламя-это лишить его воздуха.

5. Если не можешь потушить огонь сам – сообщи взрослым. Если пожар начался, когда в доме спят, немедленно разбуди спящих и убегай из дома.

6.Нельзя вызывать пожарную команду, если нет пожара.

Беседа с детьми. Вредные привычки. Привычка грызть ногти.

У каждого человека есть привычки. Среди них есть и те, которые нам мешают, вредят нашему здоровью. Вы сами не знаете, зачем берете в рот кончик карандаша или ручки. Это привычка. Вы не получаете при этом никаких питательных веществ. Из–за этого у вас могут возникнуть проблемы с зубами.

Ногти нам необходимы. Благодаря им, мы можем крепко уцепиться за что-то, брать пальцами мелкие предметы.

Есть 2 правила, касающихся ногтей и ухода за ними.

1.Нельзя грызть ногти. Пальцы от этого выглядят безобразно и становятся неловкими.

2.Ногти нужно содержать в чистоте. После игры на улице или работы по дому под ногтями скапливается грязь. Чистить их совсем нетрудно.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ДЕТИ ГРЫЗУТ НОГТИ:

1.неудачи в школе

2.ссора с родителями

Как избавиться от этой вредной привычки?

Поговорите об этом с родителями, они вам помогут.

Беседа с детьми: ДРАТЬСЯ ИЛИ НЕ ДРАТЬСЯ?

Почти все маленькие дети иногда дерутся. Также дерутся животные: щенки и котята, петухи, цыплята, поросята. Для животных драться более естественно, чем для людей, потому что животные не умеют мирно улаживать споры. Но людям, если у них появляются разногласия, совсем не обязательно драться. Можно спокойно поговорить и проблема будет решена.

В драке ты рискуешь получить сам или нанести противнику травму, потому что многие дети и сами не подозревают, сколько у них силы. Есть правила, которые тебе надо соблюдать, если тебе приходится драться.

1.Вступай в драку только тогда, когда без этого не обойтись, т.е. когда нападают и ты вынужден защищаться.

2.Во время драки не бери в руки камень или палку. Если твой противник вооружился, можно сказать ему, что с нечестным человеком вы дела не имеете.

3.Никогда не нацеливай удар в глаз противнику.

4.Не вступай в драку в том месте, где можно упасть с высоты.

5.Старайся, как можно раньше закончить драку. Побеждаешь-нет смысла ее продолжать.

6.Старайся как можно быстрее помириться с противником. Чаще всего он и сам рад это сделать.

Понимание того, что происходит в нашем мозге — это первый шаг на пути к способности ребенка осуществлять выбор. Эти знания в равной мере полезны и для родителей.

Зная, как функционирует наш мозг, мы сможем понять, как правильно реагировать на просьбу ребенка о помощи. Иногда наш мозг буквально перегружен чувствами страха, печали или гнева.

И когда это происходит, это может смутить, особенно для детей. Таким образом, очень важно помочь ребенку разобраться в том, как функционирует их мозг. Также полезным для детей будет составление словаря их эмоциональных переживаний, понимать который смогут и другие люди.

Представьте себе, что это иностранный язык. Ребенку станет гораздо проще общаться с другими членами семьи, если они тоже освоят этот язык. Так как же начать? — Проводить беседы с детьми в игровой форме, чтоб они не заскучали и использовать максимально простые понятия, чтобы они все понимали?

И сейчас я расскажу вам, как учу детей и их родителей понимать основы работы мозга.

Знакомство с Домом Мозга: Верхний Этаж и Нижний этаж

Я рассказываю детям, что их мозг похож на двухэтажный дом. И это действительно простой способ помочь детям разобраться в том, что происходит в их голове. Я несколько развил данную идею: говорю детям о том, кто живет в этом домике.
Одни сказки я рассказываю про тех персонажей, которые живут на Верхнем Этаже, другие — про жителей Нижнего Этажа. В действительности, я описываю функции коры головного мозга (наш мыслящий мозг: верхний этаж) и лимбической системы (наш эмоциональный мозг: нижний этаж).

Кто живет на Верхнем Этаже и кто живет на Нижнем этаже?

Как правило, жители Верхнего Этажа много думают, решают проблемы, строят планы, регулируют эмоции, занимаются творчеством, легко адаптируются к новым условиям и владеют эмпатией.
Каждому из них я дал имя: Хранитель Покоя, Затейник, Адаптор, Решатель Проблем.
На нижнем этаже живет народ чувствительный. Они тщательно следят за нашей безопасностью и проверяют, все ли наши потребности удовлетворены. Наш инстинкт самосохранения расположен в эмоциональном мозге. Эти персонажи стоят на чеку,в случае опасности подают тревожный сигнал и проверяют, готовы ли мы бороться, бежать или прятаться в случае столкновения с угрозой. Жителей Нижнего Этажа зовут Тревога, Трусишка и Большой Босс.
На самом деле, не важно, как вы назовете героев сказки. Главное, чтобы дети понимали, о ком и о чем вы говорите. Вы можете дать имена вместе: попробуйте взять имена мальчиков/девочек, названия животных, имена персонажей из мультфильмов или же вы можете придумать совершенно новые имена. Возможно, вам понравится подбирать ассоциации из любимых фильмов и книг ребенка. А может быть, вы загоритесь идеей создать свой уникальный язык для этих функций мозга.

Мы выходим из себя: за дело берутся жители Нижнего Этажа

Наш мозг работает лучше, когда жители двух этажей работают вместе. Представьте себе такую картину: наши герои бегают вверх и вниз по лестнице, которая соединяет верхний и нижний этажи. Персонажи таким образом передают сообщения друг другу.
Это помогает нам делать правильный выбор, заводить дружбу и хорошо ладить с другими людьми, придумывать захватывающие игры, успокаиваться и выходить из неприятных ситуаций.
Иногда, в нашем эмоциональном мозге, Тревога замечает опасность, Трусишка начинает паниковать и, прежде чем мы разберемся, в чем дело, Большой Босс издает тревожный сигнал и дает нашему телу команду быть готовым к опасности. Большой Босс очень любит всеми командовать, он кричит: «Сейчас власть переходит к Нижнему Этажу.
Команда Верхнего Этажа сможет приступить к работе только после того, как мы будем в безопасности. Нижний Этаж мозга начинает злиться на Верхний Этаж. Это значит, что Лестница больше не соединяет этажи, и жители Верхнего и Нижнего Этажа не могут работать вместе.

Иногда когда «сносит крышу» — это самая безопасная реакция

Когда в «мозговом доме» все шумят, герои не слышат друг друга. Большой Босс заставляет жителей Верхнего Этажа замолчать, чтобы народ Нижнего Этажа смог подготовить тело к опасности.
Босс может дать сигнал другим частям нашего тела, которым необходимо включиться или выключиться. Он может приказать нашему сердцу биться чаще, чтобы мы смогли бежать быстрее, или подготовить наши мышцы к борьбе, чтобы мы могли сопротивляться изо всех сил.
Он также может приказать другим частям нашего тела вести себя смирно-смирно, чтобы мы смогли спрятаться от опасности. Все это Большой Босс проделывает в целях нашей же безопасности.
Попросите вашего ребенка представить, в каких случаях такая реакция будет наиболее безопасной для нас самих. Я чаще всего использую примеры ситуаций, которые не могут произойти на самом деле (опять же для того, чтобы дети могли представить себе эти идеи в игровой форме, при этом не будучи сильно напуганы ими). Например, что будут делать жители Нижнего Этажа, если встретят на детской площадке динозавра?

Каждому человеку периодически «сносит крышу»

Подумайте над несколькими примерами, в которых говорится о том, как нам «сносит крышу». Выбирайте такие примеры, которые не слишком взволнуют детей.
Вот пример, который я бы порекомендовал:
Вспомните, как мама не могла найти ключи от машины и из-за этого мы опоздали в школу. Вспомните, как я сидел, уставившись в одну точку. Все это происходит потому, что «нижний» мозг стал контролировать наше поведение, я потерял самообладание, а «верхний» мозг, отвечающий за мышление, не функционировал должным образом.

Когда нижний этаж мозга ошибается

Бывают ситуации, когда мы теряем самообладание, но все еще нуждаемся в помощи участников команды «нижнего» мозга: Решателя Проблем и Хранителя Покоя.
Все мы периодически теряем самообладание, однако дети гораздо чаще поддаются сильным эмоциям. В детском мозге, Большой Босс может переволноваться и нажать на «кнопку паники», которая в свою очередь провоцирует истерику из-за мелочей. И все потому, что верхняя часть детского мозга все еще формируется. В действительности, процесс развития верхней части головного мозга завершается примерно к 25 годам. Иногда, когда я хочу обратить особое внимание на этот пункт, я задаю детям этот вопрос:
«Вы когда-нибудь видели, чтобы мама или папа лежали на полу в супермаркете и кричали, что они хотят шоколадку?»
Они начинают хихикать, а смех в данном случае — хорошая реакция. Это значит, что наша беседа не утратила свой игровой характер, детям интересно и они хотят учиться дальше. Я говорю им, что на самом деле взрослые любят шоколад не меньше детей, но взрослые научили Хранителя Покоя и Решателя Проблем работать вместе с Большим Боссом и иногда успевают остановить его до того, как он подаст тревожный сигнал, который совершенно ему не нужен. Действительно, для этого нужно много практиковаться. Я напоминаю детям, что их мозг все еще формируется и учится на опыте.
В конечном счете, вся изложенная выше информация поможет детям освоить функциональные способы управлять своими эмоциями. И этому помогут разговоры о том, что порой у них не получается.

От вымышленного языка к эмоциональной регуляции

Как только вы познакомитесь со всеми жителями «мозгового дома», у вас появится свой собственный уникальный язык, с помощью которого вы сможете научить ребенка тому, как следует обращаться с его эмоциональными переживаниями. Например: «Кажется, Большой Босс хочет подать тревожный сигнал. Давай посмотрим, сможет ли Хранитель Покоя отправить сообщение «сделай несколько глубоких вдохов»?
Особый язык «мозгового дома»так же позволит детям более свободно говорить о своих ошибках, он не такой категоричный, содержит в себе элементы игры и учит, как больше не совершать ошибок.
Представьте, как сложно сказать «Я ударил сегодня Петю в школе», и как просто сказать «Большой Босс сегодня рассердился ни на шутку». Когда я привожу этот пример родителям, некоторые из них начинают возмущаться, будто бы я делаю детям поблажку. «Не станут ли они винить Большого Босса в своем плохом поведении?» — спрашивают они.
В конечном счете, вся вышеизложенная методика направлена на обучение ребенка функциональным способам регуляции сильных эмоциональных переживаний, и иногда через обсуждение неправильного поведения.
Если дети почувствуют, что они способны разговаривать с вами о своих ошибках, тогда у вашего «верхнего» мозга появится возможность сработаться «верхним» мозгом вашего ребенка и решить проблему вместе. Это не значит, что вашему чаду удастся избежать последствий или же уклониться от ответственности. Это значит, что вы можете задать вопрос, как например: «Как ты считаешь, ты можешь как-нибудь помочь Большому Боссу удержать себя в руках?»
Понимание основ работы мозга также помогает родителям подобрать правильную реакцию на ситуации, когда ребенок сильно напуган, зол или печален.

Вы когда-нибудь говорили своему ребенку успокоиться, когда он устраивал вам истерику? Я — да.

Но сейчас мы знаем, что Хранитель Покоя живет на Верхнем Этаже, и когда Большой Босс теряет самообладание, Хранитель Покоя может помочь только тогда, когда у Большого Босса крыша на месте. Скорее всего, ваш ребенок дошел до крайней черты, за пределами которой он не в силах помочь себе успокоиться самостоятельно.

Иногда родителям (учителям или воспитателям) приходится помогать детям вернуть самообладание. Это следует делать с сочувствием и терпением. Сделать несколько глубоких вдохов не помешает и нам самим!

Как дальше продолжать обучение?

Не думайте, что вам сразу удастся заселить «мозговой дом» всеми персонажами и в один прекрасный день познакомить их всех со своим ребенком. Переезд в новую квартиру всегда требует времени, то же самое происходит и с обучением основам работы мозга. Начните беседу и постоянно возвращайтесь к ней. Возможно, вам захочется вместе с ребенком придумать оригинальные способы изучения устройства «мозгового дома».

Вот несколько идей, которые помогут вам начать обучение своих детей законам функционирования мозга в игровой форме:

  1. Нарисуйте «дом мозга» и всех его персонажей.
  2. Нарисуйте картинку, на которой будет изображено то, что происходит в доме, когда жители Нижнего Этажа теряют самообладание.
  3. Найдите журнал с комиксами, вырежьте оттуда несколько персонажей и вклейте их на место Нижнего и Верхнего Этажа.
  4. Напишите несколько историй о приключениях наших героев в «доме мозга».
  5. Используйте кукольный домик (если такового не имеется, вы можете использовать две коробки из-под обуви: поставить одну коробку на другую).
    Если вы придумаете другие интересные способы изучения устройства «мозгового дома», я буду счастлив о них узнать. Делайте это весело, занимательно,

И дети ни за что не догадаются, что изучают основы эмоционального интеллекта.

Адаптированнный перевод с англ. Сергея Болсуна.