Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения? Как общаться с малышом в животе Сказки для детей в утробе матери читать.

Как я уже писала ранее, сказкотерапия существует и используется не только для детей, но и для взрослых. Хочу предложить вашему вниманию сказку для беременных женщин. Когда-то я читала ее на Дне беременных в Мамином клубе, а сегодня поделюсь со всеми.

Про маленького комочка...

Жил-был маленький пушистый комочек. Он был совсем маленький, теплый и удивительно хорошенький. Он жил в уютной, теплой маленькой норке, где ему было удобно и спокойно. Он просыпался, кушал, играл, кувыркался, снова засыпал и снова просыпался.

Иногда комочек просто лежал в своей норке и слушал звуки, доносившиеся снаружи. Эти звуки были знакомы и приятны. Они завораживали Малыша и были такими родными.

Он слышал шум воды, течение и журчание ручейков, ритмичное постукивание. А иногда издалека до него доносился еле слышный нежный голосок, похожий на звон серебряного колокольчика.

Но шло время, комочек подрастал и ему уже становилось тесновато в своей уютной норке, он уже не мог так свободно кувыркаться, как раньше.

Теперь кроме знакомых, родных звуков, в норку стали проникать и новые, незнакомые. Они были странными, удивительными и необычайно разнообразными. Некоторые звуки были особенно приятные. И комочек подолгу слушал их, затаив дыхание.

Но были и не очень приятные звуки, и тогда комочек ворочался, стараясь заткнуть ушки, или стучал в стенки своей норки, желая прекратить эти звуки. Но стоило ему только постучать, как он слышал снова тот нежный приятный голос. Теперь он звучал громче и отчетливее. И комочек сразу успокаивался.

Прошло еще какое-то время, комочек стал уже совсем большим, и, конечно, уже совсем не помещался в своей маленькой норке.

Теперь уже каждый день он слышал множество разнообразных звуков, доносящихся снаружи. Ко многим он привык. И стало ему очень интересно, что же там, за стенками его норки? Ему очень хотелось посмотреть на того, кто обладал таким чудным серебряным голосом.

Но как только малыш подходил к дверке своей норки, ему становилось страшно, и он не решался выйти.

И в один прекрасный день к малышу явилась добрая Фея. Она взяла его за руку и сказала:

Ты уже вырос и хочешь выбраться из своей норки? Я могу проводить тебя. Ты чувствуешь, что путь предстоит нелегкий. Но я буду постоянно с тобой и помогу тебе. Мир, в который ты войдешь, будет не таким уютным и спокойным, как твоя норка. Он большой, наполненный разными звуками, красками, запахами, вкусами и ощущениями. А когда ты подрастешь, у тебя появятся друзья. Ты научишься всему, чему захочешь и увидишь много удивительного!.. Ну, что ж, ты готов?

Сердце у комочка застучало, он крепко ухватил теплую руку Феи, открыл дверцу норки, и, вдохнув побольше воздуха, сделал шаг наружу...

Его принял огромный и прекрасный мир, и чудные трели серебряного голоса-колокольчика наполнили его радостью. Малыш чувствовал себя любимым и желанным...

Ирина Деделе, психолог

Мария Соколова


Время на чтение: 11 минут

О необходимости воспитания малыша «с пеленок» знает каждый родитель. Пока ребенок лежит «поперек лавки», у мамы с папой имеются все возможности – привить чаду нужные навыки, любовь к искусству, правила поведения в обществе. Но вот о воспитании чада в утробе задумываются далеко не все. Хотя учеными уже давно доказано, что дородовое воспитание – важный и нужный этап развития крохи.

Есть ли в этом смысл, и как воспитывать малыша во время беременности ?

3-й месяц беременности: воспитание под музыку Вивальди

На данном этапе будущий малыш уже приобретает человеческий облик, активно развивается спинной и головной мозг, органы чувств, сердечко, вкусовые рецепторы и половые органы. Уже сформировались пуповина с плацентой. Будущий кроха способен ощущать прикосновения родителей к животу , при громких звуках его сердечко бьется сильнее, глаза реагируют на свет, уши – на звуки.

Что могут родители?

  • Сейчас важно «наладить контакт» с малышом, и сделать это легче всего через музыку. Согласно исследованиям, классика является лучшим вариантом – она более других нравится малышам в утробе, а Вивальди и Моцарт «полезны» для активного развития мозга и формирования нервной системы.
  • Что касается рок-музыки и более тяжелых жанров – они приводят ребенка в возбуждение и даже вызывают страх. Классическая музыка и народные колыбельные действуют успокаивающе, убаюкивая . Родившись, малыш будет легко засыпать (и днем, и по ночам) под уже знакомую мелодию. Принесет пользу и музыка «релакс» - звуки моря, леса и пр.
  • Не менее важны в этот период личные отношения супругов. Все конфликты и недопонимания отразятся после рождения малыша на его характере. Поэтому бережные, теплые отношения и забота друг о друге сейчас – самое важное.
  • Никаких негативных мыслей! Ребенок начинает накапливать информацию, и задача мамы – уберечь кроху от любого негатива. Все мамины страхи могут перейти «по наследству» к ребенку, все пережитые мамой отрицательные эмоции отложатся в его подсознании. Не говоря о том, что любой мамин стресс отражается на малыше гипоксией (нехваткой кислорода).
  • Пойте своему крохе. Голос мамы – лучший в мире. Успокоит, убаюкает, подарит ощущение защищенности. И читайте сказки – добрые и красивые. А если они будут на других языках – еще лучше (изучение языков при такой «подготовке» не будет для малыша проблемой).

Спорт и активный образ жизни на 4 месяце беременности

Ваш кроха уже совершает первые движения, формируются ушные раковины и пальчики. Голова растет, все органы и системы активно развиваются, появляются зачатки зубов. 4-й месяц – время «закладывать фундамент». Будущий характер чада, способности интеллекта и даже ленивость формируются, по мнению специалистов, именно сейчас.

Что могут родители?

  • Маме не следует запираться в квартире и дрожать за каждый свой шаг (если только это не рекомендовано врачом) – ведите активную жизнь, встречайтесь с друзьями, совершайте регулярные пешие прогулки.
  • Не ленитесь вставать по утрам, не сбивайте режим дня. Привыкая смотреть по ночам романтические комедии (например) и трескать сладенькое, вы рискуете снабдить данной привычкой своего малыша.
  • Не исключайте из своей жизни спорт. Конечно, прыгать с парашютом, летать на тарзанке и покорять вершины не следует, но легкие виды спорта не просто не противопоказаны, но и рекомендованы. На крайний случай, всегда остаются такие варианты, как, специальная физкультура, йога для беременных.
  • Помните о здоровом питании. Придерживаясь правильного отношения к пище, вы формируете вкусы будущего крохи. Читайте также: .

Отцы и дети на 5 месяце внутриутробной жизни малыша

Малыш двигается уже весьма интенсивно, его рост более 20 см, начинают расти волосики на макушке, появляются ресницы и брови. Этот период важен для формирования тесной связи крохи с его отцом .

Что может папа?

  • Конечно, общаться с чадом так же тесно как будущая мама, папа не сможет. Но время на общение с малышом нужно находить обязательно. Гладьте животик супруги, читайте крохе сказки, разговаривайте с ним, не забывайте пожелать доброй ночи и поцеловать с утра перед уходом на работу. Ваше участие в жизни малыша до родов – залог будущих близких и тесных отношений с ребенком.
  • Если супруга нервничает, плачет или злится, успокойте малыша – тем самым вы сглаживаете воздействие негативных эмоций на психику будущего крохи. А заодно и маму учите контролировать свои эмоции.
  • Не стесняйтесь супруги и родственников – пойте ребенку колыбельные. Низкочастотный голос папы, согласно исследованиям, благоприятно сказывается не только на развитии психики чада, но и на развитии его репродуктивной системы.
  • Дети, с которыми общались до родов и мама, и папа, легче переносят роды, а их интеллект развивается быстрее , чем у сверстников.
  • Запомнив в утробе ласковый голос и тембр папы, новорожденный будет так же спокойно засыпать с отцом , как на руках у мамы.

Развиваем у будущего малыша тягу к прекрасному на 6 месяце жизни в утробе

Рост малыша уже 33 см, весит он около 800 г, на руках и ногах уже различимы пальчики. Глазки открываются и чутко реагируют на свет. В ситуации преждевременных родов малыш (при соответствующей интенсивной медпомощи) способен выжить .

Как говорят специалисты, на этом этапе оказывается влияние на обретение дурного/хорошего вкуса и даже на внешние данные . Что касается внешности – это факт не доказанный, а вот привить малышу правильный вкус мама очень даже может.

Что делать, как воспитывать ребенка в утробе?

  • Все внимание на искусство ! Просвещаемся, отдыхаем с пользой, наслаждаемся красотой природы и искусством.
  • Смотрите добрые позитивные фильмы и читайте классическую литературу (лучше вслух).
  • Отправляйтесь на интересную выставку, в галерею, в музей или в театр . Желательно, вместе с супругом.
  • Займитесь творчеством и арт-терапией . Рисуйте так, как умеете, не стесняясь, вкладывая всю свою любовь к малышу в картины.
  • Учитесь танцевать, вязать крючком или делать украшения . Творчество, которое приносит удовольствие маме – это польза для психики и развития малыша.

Учим малыша расслабляться на 7 месяц беременности

Ваш кроха уже не только реагирует на звуки и свет, но и спит, бодрствует, отличает кислое от сладкого, помнит голоса папы с мамой и сосет большой палец . В этот период для мамы важно наладить тесный контакт с малышом.

  • Освойте одну из техник расслабления – йога, медитация и пр.
  • Регулярно отвлекайтесь от суеты и, включив приятную музыку, расслабляйтесь и настраивайтесь на «одну волну» с ребенком.
  • Поглаживайте животик , сочиняйте сказки вслух, читайте по памяти детские стихи.
  • Помните, что ваш «релакс» во время беременности – это устойчивая психика малыша в будущем , высокий иммунитет, легкая переносимость стрессов и спокойный сон.
  • Используйте световые и тактильные «игры». Касайтесь живота, играйте с пяточками малыша, ждите, пока он откликнется в ответ на прикосновение. С помощью папы и фонарика можно играть с крохой в «светло/темно», направляя луч на живот.

Общаемся с малышом и учим радоваться жизни на 8 месяце внутри утробы

Малыш уже отлично видит и слышит . За исключением легких, хорошо развиты все системы. Интенсивно развивается мозг. Чем больше сейчас позитива в жизни мамы, тем активнее развивается малыш, тем крепче его здоровье и психика.

  • Используйте все возможности для получения положительных эмоций. Отправляйтесь на массаж или в салон красоты, используйте арома- и цветотерапию, окружайте себя только хорошими людьми и красивыми вещами.
  • Ваш малыш уже знает вашу реакцию на стрессовые факторы и положительные моменты . Если вы научитесь быстро справляться со стрессами, и ваше учащенное сердцебиение в этот момент будет кратковременным, кроха запомнит вашу реакцию и после рождения порадует вас эмоциональной устойчивостью.
  • Малыш впитывает сейчас информацию на клеточном уровне. Объясняя ему все, что происходит, успокаивая, подавляя в себе отрицательные эмоции, вы программируете характер сильного и волевого человека.

Готовим малыша к встрече с миром на 9 месяце беременности

Ваш карапуз вот-вот появится на свет. Уже полностью сформированы все органы, практически нет места для движения малыша, он набирается сил для выхода «в свет» , и ваша задача – всецело ему в этом помочь.

Подарок знахарки

"Все волшебство творения хранится
даже в самом маленьком зернышке"

"Долина папоротников"

В одном Карельском городе жила-была красивая молодая женщина, которую любил сильный, благородный мужчина, да вот беда - детей у них не было. Они встречались с умными людьми, они читали умные книги, они посещали умные лекции, а детей все не было и не было... Кто-то из знакомых посоветовал им обратиться к бабке, дескать, она пошепчет и поможет, вроде так уже было. Муж ее скептически отнесся к таким предложениям друзей, дескать, суеверие...
Неделю трепала женщина бумажку с адресом в кармане и, наконец, решилась... Солнечным утром вышла она из дома и, переполненная самыми романтическими ожиданиями, села в автобус, везущий ее за город. Это сомнительное путешествие освещала единственная робкая надежда - зачать долгожданное дитя. Мысль о ребенке согревала сердце и разливалась по всему телу. Где-то внизу щемило, и она вспомнила, как, будучи еще юной девушкой, ехала на свидание к своему любимому. Ожидание таинственных перемен переполняло ее в тот момент. И первая их близость состоялась именно в этот день. Мир тогда переменился вокруг, он предстал во всем своем многообразии, стали видны неведомые ранее стороны жизни, и, казалось, природа охраняла и лелеяла этот переход от девушки к женщине. Вот и сейчас возник этот внутренний полет и ожидание удивительного там, за поворотом.
Она закрыла глаза и увидела малыша, примерно трех лет, который махал ей рукой и весело смеялся...
Между тем, автобус выехал за город и проезжал вдоль песочного пляжа Онежского озера. Внезапно резкий озноб пробежал по спине молодой женщины - за окном замелькали кресты и могильные холмики. Как не связывалось ее настроение с этим унылым кладбищем, а оно, как нарочно, все тянулось и тянулось...
Конечная станция находилась как раз на границе между кладбищем и поселком. Она вышла из автобуса, в надежде скорее уйти из этого печального места и уже повернулась к нему спиной, как чья-то тихая рука коснулась ее плеча, и добродушный голос спросил:
- Ты к Егоровне? - и, не дождавшись, ответил: - Дак тебе во-о-он туда.
Женщина обернулась и увидела, что дом, который ей нужен, примыкал одной стеной к ограде кладбища, и все остальные дома в деревне сильно удалены от него. Она попятилась назад и решила пойти за той доброй бабушкой, указавшей ей дорогу, может она что-то объяснит, чему-то научит, не зря же ездила столько времени. Но бабушка словно растворилась в воздухе. Вокруг не было ни души, а солнце стали затягивать тяжелые осенние тучи. Неожиданные сумерки сделали контрастным все вокруг. Стоять так одной на остановке стало скучно, и по инерции женщина побрела к дому. Она с трудом заставила себя подойти к калитке и отворить ее. Первое, что бросилось в глаза - это огромное количество кошек. Кошки возлежали на ветках деревьев, как бесформенные живые плоды, чинно расхаживая по двору, петляли между кустов. Они прыгали, стояли, сидели, гуляли по крыше, входили в дом и выходили из окон. И от вида этого кишащего двора последние всплески романтического состояния окончательно слетели. В душе поселились смятение и страх.
На порог вышла хозяйка дома, старуха с высохшим строгим морщинистым лицом и двумя длинными седыми косами, толщине которых позавидовала бы любая юная девушка. При этом ее взгляд был как у озорной девчонки, собирающейся выкинуть очередную проделку. Она хрипловато ворчала на своих кошек, как уставшая мать на маленьких детей.
- Кто бы этого кота повесил, я бы три рубля дала! - И "приговоренный" тут же бросился к хозяйке и стал гордо тереться о ноги, словно его только что подозвали ласковым словом, а остальные терпеливо ждали, что и на их долю выпадет столь драгоценное внимание. Они ловили каждое ее слово и почтительно поворачивали морды за идущей старухой. Ужаснувшись всего увиденного и услышанного, молодая женщина уже собиралась развернуться и тихонечко улизнуть отсюда, как бабка резко повернулась и проскрипела:
- Входи, коль пришла! Что надобно?
От неожиданности женщина вздрогнула.
- Я, бабушка, никак ребеночка зачать не могу. Помогите! Люди говорят, вы можете...
- Люди сказывают? Хм! - глаза старушки заискрились хитрецой, она медленно покачала головой вправо-влево.
- А про то не сказывают, что мужик хороший нужен, а не бабка, чтоб родить, да вера в него, да любовь ваша, способная чадо сотворить?
- У нас, бабушка, не получается, - заикаясь, пролепетала женщина. Голосовые связки совсем не слушались ее, и вместо звонкого молодого голоса получалось одно шипение.
- Мы с мужем стараемся уже семь лет, и к врачам ходили, в больнице лежали, по режиму таблетки пили, мужу лед прикладывали...
- От последней фразы старуха залилась хриплым раскатистым смехом:
- Лед прикладывали... Последнюю способность не отморозили?
Она резко перестала смеяться и сурово произнесла:
- Порхаешь все! А тебе камни в подол зашивать надобно, чтобы вниз тянуло, чтоб земля питала, да силу давала. Да в штаны не зашьешь. Сымай штаны, да голым задом под березу садись на дворе, - и властным движением руки старуха указала на старую одинокую березу.
Все дальнейшее происходила как во сне. В голове все смешалось, женщина послушно, как маленькая девочка, разделась донага и побрела во двор. Возле березы ноги ослабели, она упала между корней, стелящихся по земле, и закрыла глаза. Земля была влажной и холодной, и молодая женщина почувствовала себя одинокой и глубоко несчастной. У нее больше не было сил сопротивляться происходящему и думать. Тело расслабилось, и ощущение осенней свежести проняло ее до самой макушки... Голова вдруг стала пустой и легкой. Женщина с удивлением заметила, что ей уже не холодно, а наоборот, какой-то еле уловимый источник тепла разгорается внизу живота и приятно наполняет все тело своим дыханием. Она открыла глаза и увидела красное пятно, которое преобразилось в платок на голове старухи. Бабка что-то бормотала себе под нос, будто разговаривала сама с собой:
- Как у тебя на себе будет, тряпки с кровью в помойку не кидай, а огню предавай, либо водой смывай, или в землю закапывай.
Старуха сорвала три прута с березы и стала стегать женщину с головы до пяток поочередно каждым, приговаривая:
Секу-отсекаю, переполох снимаю
На ветху, на новцу,
На перекрой месяцу.
На утренней заре,
На вечерней заре,
Во каждый день,
во каждое время.
Когда все три прута перешли из правой руки в левую, бабка сломала их и кинула через левое плечо, не оглядываясь. Странно преобразилось лицо ее, она как бы помолодела. Взгляд стал как у доброй мудрой матери, ласковой и нежной. Старуха продолжала ворожбу. Она взяла деревянный ковш, зачерпнула воды из ушата и стала размешивать ее рукой, нашептывая:
День, день, нощь.
Опускаю руки в воду,
Полуношнечки не пяльтесь, не гальтесь
На рабу божью Варвару,
А пяльтесь и гальтесь
На лыковое решетце,
Аминь.
"Откуда она знает мое имя?" - пронеслось в голове у женщины. В это время поток холодной воды обрушился на нее из ковша, опрокинутого старухой.
- Варенька! Отдай землице-матушке всю боль свою, все недуги и страхи, она-то, сердешная, только за то, что обратилась ты к ней, все сторицей тебе воздаст.
Голос старухи звенел, и появилось ощущение, что пред ней стоит молодая красивая девушка в длинном белом платье с черными пятнами. Варя отчетливо увидела ее такую через закрытые веки, прекрасную, с распущенными черными волосами и платьем, словно сшитым из коры березы, легким и шуршащим.
Стало невероятно тепло. Вода стекала по телу и впитывалась в землю. Казалось, земля с благодарностью принимает все: и боль, и страхи, и отчаяние, и обиды, и усталость. А взамен дает силу и мудрость.
"Мать!" - зазвенело в голове ее, - "Земля-Мать! Только она в состояние принять меня любую, взять всю боль и ошибки и подарить любовь. Вот она! Состояние Матери! Кажется, я снова научилась думать...", - женщина посмотрела вокруг. Мир ликовал, переливаясь яркостью красок...
"И видеть", - подумала она.
Ветер раскачивал березу, и оттого, что она тормозила его быстрый полет, и оттого, что он отчаянно пытался пробиться сквозь легкую паутину ветвей, звучала музыка. Симфония природы.
Не помня как, Варя оказалась на автобусной остановке. Со стороны создавалось впечатление, что она ничего не замечает вокруг. Но она замечала все: как кленовый листок плывет по серебряной глади лужи, как деревья кланяются заходящему солнцу, как ветер провожает своей песней уходящий день. В голове четко звучали последние слова старухи:
- Теперь денег твоих я не возьму. Придет время - сама принесешь. Как станешь тяжелой, с мужем три месяца не живи. Ступай, с Богом.
Вечером Варя рассказала о своей поездке мужу. Слезы блеснули у него в глазах оттого, что его маленькой девочке пришлось прибегать к таким методам из желания родить их малыша.
- Хорошо еще, что с тобой ничего дурного не случилось, - сказал он. А у нее душа ликовала, она даже написала первые в своей жизни стихи:
Пока решаешь: быть или не быть,
Пока ты думаешь, не вышло ль где урона,
Я так люблю смотреть в окно,
Где с веточек березы вьет гнездо ворона.

И Солнце медленно ползет за горизонт,
Бросая тонкий луч в воронино творенье,
И паутина веток бережет
От глаз моих детишек появленье.

Пока ты ищешь: Божье или нет,
От взоров лишних пряча вдохновенье,
Рукою нежною твой Ангел сохранит
В душе твоей любви произведенье.
Прошло три месяца. Жизнь шла своим чередом. О бабке Варя больше не вспоминала. О беременности и детях уже не мечтала, с мужем подобные темы они старались обходить. Ранее испытанные способы поднятия жизненного тонуса не работали. Ни шумные компании, ни прогулки по модным магазинам, ни любимый тренажерный зал с солярием и сауной не выводили ее из состояния одиночества и покинутости. Со старыми друзьями ей было скучно, муж большую часть времени находился на работе, и, некогда легкомысленная, всегда жизнерадостная женщина погрузилась в себя, стала дикой и замкнутой. Пучина неизведанных глубин собственной души поглотила ее с головой, и отвратительные чудовища никчемности, ущербности и неполноценности обступали ее со всех сторон. По ночам Варю мучила бессонница, по утрам она с трудом вспоминала, как ее зовут. Все чаще в голове проскальзывали мысли о смерти, и ощущения старости и усталости до неузнаваемости изменили ее лицо.
осказках.ру - сайт
Одно единственное желание двигало Варей и давало силы жить. Ее все больше и больше тянуло к природе. Зимой она часами каталась на лыжах по лесу, и иногда подолгу стояла, прислонясь спиной к стволу какого-нибудь дерева. Особенно ее притягивали белоствольные красавицы березы. Ей было приятно водить по стволу рукой, пытаясь почувствовать пальцами каждую неровность, и в эти минуты ей казалось, что дерево разговаривает с ней, утешает и учит уму-разуму. То, что деревья стали друзьями, настораживало Варю, но и убаюкивало одновременно. Сами собой возникали вопросы: "А не сумасшедшая ли я? Может, я просто спятила?" Но чаще ей думалось, что спятили все вокруг.
Так вот, проезжая на лыжах мимо небольшого частного дома, Варя вдруг остановилась и ни с того, ни с сего разрыдалась. Что привело ее к такому состоянию, она никак не могла понять. Она поскорее уехала с этого места и успокоилась. Но когда проезжала обратно через этот же двор, слезы снова навернулись на глаза. Варя огляделась и увидела большую кучу березовых дров посреди двора. Только теперь она поняла, где источник ее печали.
Так продолжаться дальше не могло. Надо было дать объяснение ее повышенно нервному состоянию и найти какой-нибудь выход. Близкая подруга посоветовала съездить летом к морю, дескать, отдохнешь, новые лица, бары, дискотеки. Сердце сразу откликнулось на это предложение. "Но только не в курортный город, а на природу, с палаткой", - подумала она. Несколько недель Варя вынашивала эту идею, тщательно подбирая слова, которые скажет мужу. И каждый раз хотела, но не могла начать разговор.
Каково же было ее удивление, когда однажды за ужином муж сказал:
- Я не знаю, что с тобой происходит, но я знаю, что тебе нужно сменить обстановку, уезжать отсюда на время. Поехали летом дикарями на море?!
От неожиданности Варю кинуло сначала в холод, потом в жар. Ком подскочил к горлу, и она со слезами нежности и благодарности бросилась к милому на грудь. Он обнял ее и прошептал:
- Девочка моя!
Она почувствовала себя маленькой, хрупкой, но надежно защищенной в его сильных объятиях... Они уже не помнили, когда в последний раз им было так хорошо вместе, а может, это было впервые?! Словно невидимая волшебная нить прошла через все тело его и ее и надежно привязала их где-то вверху, соединяя навечно.
А дальше начали происходить маленькие чудеса: кто-то из давно забытых друзей позвонил и предложил купить палатку. Затем мама Вари подарила зятю большой рюкзак, и, наконец, они познакомились с людьми, которые каждый год ездили отдыхать таким образом в одно из заповедных мест Крыма.
Чем скорее пробуждалась от зимнего сна природа, тем яснее становилось, что поездка состоится.
Когда река проснулась ото сна,
И легкой дымкою окутаны деревья,
В мир легкой поступью, звеня, идет Весна
Из птичьих голосов в цветастом ожерелье.

Пока нас хотят обокрасть,
Дети Солнца станут учить нас любить,
И тогда мы пройдем в темноте,
Ведь мы больше, чем есть,
И мы тоже стараемся правильно жить
На пути к нашей ясной звезде.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

В одной большой квартире жил маленький мальчик. А звали его Животик.

Животик был очень хорошим и добрым мальчиком. Он очень любил своих родителей, любил своих друзей, и вообще – Животик любил всех, кто его окружал. С утра, когда Животик просыпался, он со всех ног бежал в спальню к родителям, чтобы после долгой ночной разлуки обнять и поцеловать своих маму и папу. Родители тоже очень любили своего мальчика и всегда были рады, когда маленький карапуз забирался к ним в постель, чтобы своим милым детским голоском пожелать им доброго утра.

Но была у маленького Животика одна очень уж немаленькая беда: он забывал мыть руки. Нет, он делал это не потому, что был ленивым мальчиком, и даже не из вредности – Животик думал, что это не очень важно, и поэтому напрочь забывал мыть с мылом свои маленькие пухлые ручки.

– Животик, ты помыл руки? – спрашивала мама, когда они возвращались с прогулки домой.

– Да, мама! – весело отвечал Животик, раскладывая любимые игрушки на полу. Но на самом деле Животик и не думал мыть руки.

Иногда Животик смотрел на свои розовые ладошки и думал: «Зачем мыть руки, если они и так чистые? Разве на них есть какая-нибудь грязь? Нет – они чистые. Наверное, мои мама и папа просто шутят, когда говорят, что нужно помыть руки. Тогда и я буду тоже шутить и говорить, что я их помыл. Это так весело и интересно. А я так люблю маму и папу». И с этими хорошими мыслями Животик вообще перестал мыть руки, даже когда садился за стол, чтобы покушать.

И вот однажды, в дом, где жил Животик, пришла беда – маленький Животик заболел. Он лежал в своей маленькой кроватке и не мог пошевелиться, – силы оставили его. Мама с папой вызвали врача. Пришел высокий дяденька в чистом белом халате. Он сел на стул возле кроватки Животика, сложив на коленях свои длинные белые пальцы. Животик с интересом смотрел на врача.

– Так, а где у вас тут можно помыть руки, прежде чем я начну осматривать Животика? – спросил дяденька. Животик посмотрел на руки доктора и спрашивает:

– А зачем вам мыть руки, если они у вас и так чистые?

– Конечно, ты их не видишь, мой маленький друг, – так же весело проговорил дяденька. – Они такие маленькие, что заметны только под микроскопом. А микроскоп – это такая специальная трубочка, в которую можно увидеть то, что обычным глазом не видно.

– А ты разве не моешь руки? – обеспокоенно поинтересовался врач.

– Я уже очень давно не мыл руки, потому что думал, что они и так чистые, – сказал расстроенный Животик.

– Животик, тогда зачем же ты нам с папой говорил, что мыл руки, когда мы тебе напоминали? – спросила Животика расстроенная мама, которая стояла рядом с врачом и утирала слёзы.

– Мама, я думал, что вы так шутите, и поэтому тоже шутил, что помыл руки.

– Животик, если мама или папа говорят, что нужно что-то сделать, да ещё и не один раз, значит, это не шутка, а забота о тебе, чтобы ты рос здоровым, добрым и сильным мальчиком, – говорил дяденька-врач. – И получается так, что ты обманул своих родителей.

Животик очень расстроился и даже расплакался. А потом обнял маму, присевшую на постель, и сказал:

– Мамочка, прости меня, пожалуйста. Я не знал, что так важно мыть руки, когда ты мне говоришь об этом. Получается, что я обманывал тебя. Но я же не нарочно.

– Все в порядке, мой маленький Животик. Но обещай, что теперь ты всегда будешь слушать, что я тебе говорю.

– Обещаю, мамочка, – сказал повеселевший Животик.

Колыбелька – Сказки бесплатно

Мы выполняем назначения врачей, правильно питаемся, не забываем принимать витамины. И так хочется пообщаться с ребенком, но не все из нас знают как - и поэтому просто гладят свои животики. Да и вообще, услышит ли, поймёт ли нас малыш? А к тому же что о нас подумают окружающие, глядя, как мы беседуем с частью своего тела?

Но, несмотря на то, что многие люди не верят в возможность общения со своим ещё находящимся в утробе малышом, будущие мамы и папы, не стесняясь, что-то шепчут и приговаривают ему.

Девочки, а я вот интересуюсь, кто-нибудь разговаривает со своим малышом? Ведь после 18 недель они все слышат, до 18 недель только различают интонацию и громкость голоса. Мы купили недорогие народные сказки, и я иногда по вечерам читаю. Так малышка перестает брыкаться и внимательно слушает. Да картинки показываю. Конечно, она не видит, но слышит что нарисовано. Мне даже свекровь советовала почаще разговаривать с животиком. Нам также пришлась по вкусу классическая музыка. Я вообще верю в пренатальное воспитание. Да и удовольствия куча, когда на твои слова малышка реагирует. По-крайней мере, папку мы слушаем. Если о-очень толкается, он руку положит, поговорит, и она у меня всю ночь спит.

Вот у корейцев, например, когда ребенок рождается, считается, что ему уже годик, то есть по паспорту один возраст, а по традициям - на год старше, то есть в то время, когда он еще в пузике, он все равно уже ЖИВЕТ. Мне эта традиция нравится, я с ней согласна. Уже по-другому разговариваешь с животиком - как с живым человеком, и обращаешься по имени, и шутишь как-то целенаправленно, что ли…

Мы не знали, кто будет, - муж говорил мальчик, а я девочка. В итоге, девочка - на двух УЗИ сказали. Но он все равно счастлив, говорит: «Ну и ладно, главное, что наша малюточка будет». Разговаривает с животиком, говорит: «Анюточка, девочка наша любимая, мы тебя ждем, любим. Положит ухо на живот, а она его как пинанёт, он аж весь сияет потом от радости...

У нас вообще хитрюга, вот лягу я полежать вечером, он вроде спит, только папа рядом сядет и начнет со мной разговаривать и животик целовать, так он сразу активизируется, начинает с отцом общаться, я уже смеюсь, что ребенок ещё во мне, а у мужчин моих уже своя тусовка.

Мой муж часто разговаривает с животиком. По вечерам постоянно спокойной ночи желает.

А все-таки она существует...

Начиная писать эту статью, я была уверена, что разговоры с животиком - это не более чем приятное развлечение, способ сблизиться «беременной» паре друг с другом. И если спросить своего гинеколога: «Марь Иванна, скажите, а как разговаривать с животиком?», то внятного ответа не получишь.

Но, оказывается, еще с 1971 года в мире существует такая необычная наука о человеке, как пренатальная и перинатальная психология. В нашей стране эта наука только начинает развиваться, но с 1996 года и у нас есть Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины.

Специалист в пренатальных технологиях Наталья ПОДОБЕД, врач акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ВолгМУ пишет («Вестник Военно-медицинской академии», 1999, N5, С. 89-91):

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией. ...Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни.

А пока медицина проводит исследования, составляет теории и разбирается во всех этих сложных понятиях, мы должны понять - а как можем мы, беременные кто в первый-второй, а кто и в шестой раз, просто пообщаться со своим малышом. Что пойдёт ему на пользу, а от чего его надо оградить?

О чём следует говорить животику в первую очередь?

Все знают о существовании установки «беременным нельзя волноваться», но мало кто знает, что и в этой области проводились исследования, показавшие, что в подсознании взрослого человека остаётся информация о происходившем с его матерью, пока она его вынашивала. Результаты этих работ были представлены ещё в 1983 году на I Американском конгрессе про пренатальному и перинатальному воспитанию. Выяснилось, что ребенок еще до рождения способен определять мамину реакцию на все хорошее и плохое, происходящее с ней. Пульс мамы и сердцебиение малыша тесно взаимосвязаны. Если вы только что пребывали в стрессе и сердце ваше стало биться учащеннее, ребенок непременно это почувствует. Чтобы малыш был эмоционально стабилен и устойчив, очень важно уметь быстро успокаиваться самой. Как только вы станете ровнее дышать - положите руку на животик, словесно успокойте и ребенка. Такое сознательное отношение к малышу чрезвычайно важно для того, чтобы психика его сформировалась здоровой, а также тем самым улучшится и ваша психологическая готовность к отношениям с ребенком.

Но не только в горести, как говорится, надо уметь «общаться с животиком», но и в радости. Эндорфины, выделяемые нами в период особенного счастья, малыш также ощущает. Поговорите, объясните ребенку, что с вами происходит, отчего вы радуетесь... Поверьте, это только на пользу и вам, и вашему малышу!


«Музыка нас связала»...

Давным-давно еще наши пра-прабабушки знали русские народные наговоры и напевы для беременных, которые передавались из поколения в поколение:

Как во утро птичка певчая

Звоном радости зарю поет,

Так душа моя зачуяла,

Что под сердцем зреет дитятко.

Ты дитя мое моленное,

Божьим даром воспринятое,

По молитве мне даровано,

Для любви, для ласки-радости.

Ты для матушки, для батюшки

Светом свет покрыл,

Стал надеждой, утешением.

Ждем тебя, тобою светимся,

Ко Христу идем с молитвою,

Чтобы милость на тебя послал,

Чтобы рос для нас наградою,

А для Господа - утехою.

В 1983 году Михаил ЛАЗАРЕВ, доктор медицинских наук и профессор Международной академии наук и искусств, заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, создал метод пренатального музыкального обучения при помощи музыки «Сонатал». Этот метод основан на безусловном влиянии музыки на сенсорные системы человека, на воздействии песен на оба полушария головного мозга. Метод рекомендован Минздравом РФ.

В своём интервью газете «Владивосток» (2002 год) Лазарев говорил:

В дородовом периоде формируется сам мозг, и чем его сформируют, таков он и будет. Он лепится физически. Даже числом нейронов, которые при рождении у большинства людей угасают из-за невостребованности. Не допустить это - одна из задач моей методики...

Если всё так серьезно, то наверняка не всякую музыку можно включать своему «животику»? Вот что пишет в своей книге «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях» президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP), педагог Андрэ БЕРТИН:

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Помимо формирования мозга, музыка помогает воздействовать на малыша и физически, и эмоционально - через мамины чувства. Достаточно пару раз в день включать хорошую музыку на 10-15 минут, когда захочется вам самой, и наслаждаться ею!

Я точно знаю, что внутриутробное развитие ребёнка не бред. Во-первых, доказано на практике (среди родивших подруг большинство - музыканты), что музыка, которая нравилась ребёнку в пузе, нравилась ему и после рождения, и он откликался на неё. Ребёнок любит сказки и колыбельные, которые мама читала беременной. У малыша закладываются навыки музыкальные\слуховые\эстетические при прослушивании живой музыки (классика).

Наука доказала, что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса. Когда мамочка общается с малышом через специальную мелодику, то между ними возникает полное взаимопонимание. А какое это счастье для уже родившегося малыша - услышать от мамы ту самую мелодию, которую она ему пела, когда он находился еще в утробе. Мамин голос напоминает ему о том состоянии покоя и умиротворенности и ребенок скорее забывает о своих беспокойствах и засыпает в хорошем настроении.

Учиться никогда не рано?

Все мы появляемся на свет с неким числом мозговых клеток, но самое главное - развить межклеточные связи. Стимулирование роста межклеточных связей музыкой ли, чтением или даже играми еще до рождения повышает вероятность того, что ваш ребенок будет более развит интеллектуально. Считается даже, что малыш будет узнавать язык, на котором вы разговаривали с ним. Так, может, стоит поговорить с ним не только на русском?

В своей статье («Внутриутробное воспитание плода. Вариант лекции-беседы с беременными как методический материал для инструктора», Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001) Наталья Подобед пишет:

Логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи.

С этим соглашается журнал «Счастливые родители», где Дженнифер Боулбрен пишет: «Звук голоса передается малышу через околоплодные воды, и к тому времени, когда он родится, он сможет узнавать не только ваш голос, но и язык, на котором вы говорите. Исследования показали, что маленькие французы проявляют больший интерес к людям, говорящим по-французски, в то время как русские дети явно предпочитают родной язык» .

«Животику» можно не только петь колыбельные, приговаривать русские народные потешки, читать простые детские книжки, но и обсуждать прочитанное, и даже !

Такое общение не только пойдёт на пользу будущим родителям и позволит им отдохнуть и «потренироваться» в общении с ребенком, но и позволит укрепить духовную связь с малышом. Это подтверждает и Ольга АНТОНОВИЧ, педагог-психолог, кандидат психологических наук, которая после четырехгодичного исследования «Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком» среди 200 будущих мам сделала вывод:

Специальные занятия теоретического и практического плана, включенные в медицинское сопровождение беременных женщин, могут оказать существенное влияние на формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком.

Мы с дочкой много «играли». Муж, например, складывал руку на животик со словами «ку-ку», дочка сразу ему в руку толкалась. Разговаривали, сказки читали - вот те сказки, которые в пузе ей читали, она потом с явным вниманием слушала уже месяца в 3. А голоса близких уже в роддоме узнавала - даже врачи отмечали, что она сразу головку поворачивала к папе! ...С пузом просто надо научиться общаться и не комплексовать перед близкими. Ребенок не «когда-то там будет», а он УЖЕ есть, и ему уже необходимо ваше внимание! И это незабываемые ощущения, когда находишь контакт со своим еще нерожденным ребенком!

Как уговорить малыша родиться?

Говорят, что даже такое «невозможное возможно»! Если на протяжении всей беременности мама разговаривает с ребенком, у нее в любом случае сформируется особенная связь, пусть и на ментальном уровне. Удивительно, но врачи иногда советуют мамам самим договориться с малышом в неправильном положении, чтобы он перевернулся, или даже уговорить ребенка родиться поскорее или попозже.

Лариса Свиридова, практикующий психолог, руководитель школы для родителей «Мама Лара» пишет о таком разговоре:

Невозможно переоценить разговора родителей с ребенком о предстоящих родах. Конечно, не нужно рассказывать ребенку о механизме родов, о том, сколько это будет продолжаться, - здесь более важно говорить с ребенком о том, как ждут его рождения родители, что приготовлено к его рождению, какие пеленки и распашонки нашиты для него мамой, какая люлька и коляска куплены папой, как заждались его бабушки и дедушки, братья и сестры. Этот разговор нужно продолжать в течение всех родов, и в этом смысле очень важным становится присутствие папы, поскольку в родах бывают такие моменты, когда с ребенком проще говорить отцу. Необходимо понять, что ребенок - активный участник процесса, поэтому в случае затянувшихся родов, перед тем как использовать медикаменты для стимуляции схваток, необходимо поговорить с ребенком, попросить его о помощи. Когда ребенок двигается, он стимулирует силу сокращений рожающей матки, и ему проще пробраться по родовым путям во время потужного периода. Это может показаться несколько нереальным и надуманным, но те люди, которые непосредственно принимают роды, говорят, что все дети ведут себя в родах по-разному: кто-то из них занимает активную позицию, а кто-то очень пассивен, и тогда всю работу выполняет мама.

Общайтесь с «животиком», пойте и читайте, включайте ему музыку и играйте с ним, и потом подрастающий ребенок будет с огромным интересом, радостью и гордостью слушать ваши рассказы о том, как мама с папой ждали его.

Как я уже писала ранее, сказкотерапия существует и используется не только для детей, но и для взрослых. Хочу предложить вашему вниманию сказку для беременных женщин. Когда-то я читала ее на Дне беременных в Мамином клубе, а сегодня поделюсь со всеми.

Про маленького комочка...

Жил-был маленький пушистый комочек. Он был совсем маленький, теплый и удивительно хорошенький. Он жил в уютной, теплой маленькой норке, где ему было удобно и спокойно. Он просыпался, кушал, играл, кувыркался, снова засыпал и снова просыпался.

Иногда комочек просто лежал в своей норке и слушал звуки, доносившиеся снаружи. Эти звуки были знакомы и приятны. Они завораживали Малыша и были такими родными.

Он слышал шум воды, течение и журчание ручейков, ритмичное постукивание. А иногда издалека до него доносился еле слышный нежный голосок, похожий на звон серебряного колокольчика.

Но шло время, комочек подрастал и ему уже становилось тесновато в своей уютной норке, он уже не мог так свободно кувыркаться, как раньше.

Теперь кроме знакомых, родных звуков, в норку стали проникать и новые, незнакомые. Они были странными, удивительными и необычайно разнообразными. Некоторые звуки были особенно приятные. И комочек подолгу слушал их, затаив дыхание.

Но были и не очень приятные звуки, и тогда комочек ворочался, стараясь заткнуть ушки, или стучал в стенки своей норки, желая прекратить эти звуки. Но стоило ему только постучать, как он слышал снова тот нежный приятный голос. Теперь он звучал громче и отчетливее. И комочек сразу успокаивался.

Прошло еще какое-то время, комочек стал уже совсем большим, и, конечно, уже совсем не помещался в своей маленькой норке.

Теперь уже каждый день он слышал множество разнообразных звуков, доносящихся снаружи. Ко многим он привык. И стало ему очень интересно, что же там, за стенками его норки? Ему очень хотелось посмотреть на того, кто обладал таким чудным серебряным голосом.

Но как только малыш подходил к дверке своей норки, ему становилось страшно, и он не решался выйти.

И в один прекрасный день к малышу явилась добрая Фея. Она взяла его за руку и сказала:

Ты уже вырос и хочешь выбраться из своей норки? Я могу проводить тебя. Ты чувствуешь, что путь предстоит нелегкий. Но я буду постоянно с тобой и помогу тебе. Мир, в который ты войдешь, будет не таким уютным и спокойным, как твоя норка. Он большой, наполненный разными звуками, красками, запахами, вкусами и ощущениями. А когда ты подрастешь, у тебя появятся друзья. Ты научишься всему, чему захочешь и увидишь много удивительного!.. Ну, что ж, ты готов?

Сердце у комочка застучало, он крепко ухватил теплую руку Феи, открыл дверцу норки, и, вдохнув побольше воздуха, сделал шаг наружу...

Его принял огромный и прекрасный мир, и чудные трели серебряного голоса-колокольчика наполнили его радостью. Малыш чувствовал себя любимым и желанным...

Ирина Деделе, психолог

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.