Памятка для родителей старшей группы "играем вместе". Памятка для родителей

Абдрахманова Ляйсан Рамилевна, воспитатель МАДОУ д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны, РТ

Ничто не убеждает лучше примера.

Французская пословица

Уважаемые родители!

Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Ситуация на дорогах напряженная и опасная. Необходимо помнить, что Ваше поведение на дороге, беседы, просто упоминания о безопасном поведении на дороге должны быть не от случая к случаю, а постоянными.

Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Формирование навыка наблюдения и ориентирования в дорожных ситуациях зависит от взрослых. Находясь на дороге со своими детьми, применяйте постоянно некоторые методы, которые помогут Вам и вашему ребенку сформировать навыки безопасного поведения.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

Кто является участником дорожного движения и его обязанности;

Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортные средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекресток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу) ;

Обязанности пешеходов;

Обязанности пассажиров;

Регулирование дорожного движения;

Сигналы светофора и регулировщика;

Предупредительные сигналы;

Движение через железнодорожные пути;

Движение в жилых зонах;

Перевозка людей;

Особенности движения на велосипеде.

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребенок.

В дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;

Разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;

Воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;

Разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным на дороге, но не запугивайте транспортной ситуацией;

Указывайте на ошибки пешеходов и водителей;

Разъясняйте, что такое дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и причины их;

Закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;

Используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребенку с вопросами по дорожной обстановке.

ПОМНИТЕ!

Ребенок учится законам безопасного поведения на дороге у родителей и взрослых.

Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите ребенка!

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!

Елена Сидорова
Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5–6 лет)

Ознакомление с окружающим

Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.

Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада

Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).

Знать название города , деревни, где живут, улицу.

Знать фамилию , имя, и отчество родителей , домашний адре

Экологическое воспитание

о растениях

Узнавать и называть 6-7 растений и их части

уметь описывать растения , отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности

Выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка) . Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями

Определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя)

знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)

о животных

Уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т. д.)

знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т. д.

уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела

Конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, радость, привязанность

продолжать знакомить с дикими животными

Называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду,

рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.

о неживой природе

Формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду)

Развитие речи

Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии; подбирать к существительному несколько прилагательных; уметь составлять пары антонимов (противоположные по смыслу слова) и синонимов (разные по звучанию, но одинаковые по смыслу слова)

Употреблять в речи простые и сложные предложения

Пользоваться прямой и косвенной речью

Поддерживать непринужденную беседу

Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым, а также фантазировать на свободную тему

Художественная литература

Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.

проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.

вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки, 2-3 считалки, загадки.

называть любимого детского писателя.

Сравнивать 2 группы предметов , выраженные числами 9 и 10

Чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник. Знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, пятиугольник) – количество углов, сторон, их равенство и неравенство

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом

Ориентироваться на листе бумаги рисование

Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы) . Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине) ; с помощью наложения, приложения на глаз.

Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей

Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания

Владеть навыком округлого раскатывания

Владеть навыком рационального деление пластилина

Использовать в работе стеку

Умение передавать в лепке движения

Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.

Аппликация

Правильно держать ножницы и действовать ими

Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа

Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать

Конструирование

Учить анализировать образец постройки : выделять основные части и различать их по величине и форме

Планировать этапы создания собственной постройки

Создавать постройки по рисунку

Работать коллективно

Конструирование из бумаги

Владение навыком сгибания бумаги

Проглаживание пальцем места сгиба

Умение использования чертежей

Знание терминов : сгиб, пунктир, штриховка

Игровая деятельность.

К концу года дети могут :

Договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры.

Разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.) .

Создавать творческую предметно-игровую среду, использовать полифункциональный материал, предметы заместители и др.

В дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш

Объяснять правила игры сверстникам.

Самостоятельно следить за своим внешним видом, опрятностью, выполнять гигиенические процедуры и правила ЗОЖ. Стремиться к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера по общению. Развивали мелкую моторику, дети стали лучше рисовать, вырезать, используя разные техники. Ребята научились договариваться друг с другом (не всегда) . Сформировался дружный коллектив, команда! Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 и обратный счет. С легкостью делят слова на слоги, имеют представление о частях суток. Конечно все разные, со своими особенностями, характерами.

Следующий год наша группа будет готовиться к школе. Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами , связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился , с удовольствием ходил в школу, был хорошим или даже лучшим учеником в классе? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни ? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. В этом и есть основная наша с вами задача. Именно от психологической готовности зависит успешность ребенка в школе . Подготовка руки к письму, развитие познавательной активности ребенка . Не страшно если он не может запомнить буквы, научиться читать – в школе он научится всему, если будет ходить в неё с удовольствием.

Говоря о перспективах образовательно-воспитального процесса хочется рассказать о предметно-пространственной развивающей среде нашей группы . В соответствии с возрастом есть дидактичечкие игры, наглядные материалы, тематические уголки (театр, больница, дом) . В зависимости от образовательной ситуации она трансформируется, дополняется. Игровой материал яркий и привлекательный, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес детей. Над насыщение мы работали в течении года и будем работать в течении следующего. Но самое главное, все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

ПАМЯТКА № 1.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ от ребёнка

Мои поступки – не смертельный грех!

 НЕ балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Я просто испытываю вас!

 НЕ бойтесь быть тверды ми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.

 НЕ полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

 НЕ будьте непоследова тельными. Это сбивает меня с толку и заставляет упор но пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.

 НЕ давайте обе щаний, которых вы не можете выполнить. Это подрывает мою веру в вас!

 НЕ заставляйте меня чувствовать себя младше, чем есть на самом деле.

 НЕ делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам.

ПАМЯТКА 2.

Когда ни в коем случае

нельзя наказывать и ругать детей.

 Когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни. В этот период психика ребёнка очень уязвима, последствия не предсказуемы.

 Когда ребёнок ест, во время игры или труда.

 Сразу после того как ребёнок получил физическую или душевную травму. Например, упал, подрался, потерпел неудачу, даже если сам виноват.

 Когда ребёнок стремится, но не может преодолеть страх, невнимательность и т.п.

 Когда он кажется вам неспособным, неповоротливым, бестолковым.

 Когда ребёнок подвижен, что нервирует Вас.

 Когда Вы в плохом настроении или очень сердиты. Когда Вы утомились, чем-то раздражены. Гнев, который Вы в таком случае обрушиваете на детей, всегда чрезмерен и несправедлив. Согласитесь, что в подобных обстоятельствах мы просто срываемся на детях.

ПАМЯТКА №3

Как сделать зарядку любимой привычкой

 Приучать своего ребёнка к гимнастике нужно с 2-3 лет.

 Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие ` обстоятельства.

 Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.

 Включать весёлую и ритмичную музыку.

 Выполнять зарядку вместе с ребёнком.

 Выполнять зарядку не менее 10 минут.

 Открывать окна и шторы для потока свежего воздуха.

 Подмечать и подчёркивать достижения своего ребёнка в выполнении упражнений.

Менять упражнения, если они наскучили ребёнку.

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий

 Оздоровительная минутка проводится через каждые 1 5-20 минут.

 Общая продолжительность минутки не более 3 минут.

 Если ребёнок выполняет письменное задание, необходимо выполнить упражнение для рук

 После длительного сидения необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища.

Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были мяч, скакалка, обруч, гантели.

Гимнастика для пальцев

 Ладони рук положить на стол; поднять по одному пальцы сначала левой руки, а затем правой и в обратном порядке.

 Ладошки крепко прижать к столу и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой палец, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх.

 Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.

 Поставить руки на локоть, разомкнуть пальцы как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руки.

Перекатывать маленький шарик на столе с поворотами его в разные стороны

Сложить ровно палочки на столе.

Памятка № 4.

Родителям первоклассников

1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обуче нии детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддержи вайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте; в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребёнка.

3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребёнка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», вместо традиционного: «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

4. Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребёнка. Главное – возбуждать интерес к учению.

5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?»

6. Содействуйте тому, чтобы ребёнок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

8. Обязательно оказывайте посильную помощь школе!

ПАМЯТКА № 5.

Как воспитать книгочея?

 Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадёт.

 Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов.

 Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно поговорите о прочитанном. Похвали те, даже если не всё было «гладко».

 Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитывай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в конец.

 Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

 Дети должны видеть родителей читающими. Их подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

 В доме обязательно должна быть детская би блиотечка, которая периодически пополняется.

 Отыщите свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку.

Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

 Внимательно следите за программой по внеклассному чтению.

 Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно, даже в одно предложение) запишет своё впечатление о прочитанном.

 Чаще хвалите ребёнка за чтение.

ПАМЯТКА 6.

Принимайте ребёнка таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

  • Следует соблюдать «золотую середину» в исполнении желаний ребенка. Так как в противном случае психической травмой для ребенка может послужить либо незначительный отказ, либо ему сложно будет говорить о своих потребностях.
  • Старайтесь не перегружать ребёнка большим количеством впечатлений (чтение, кино, компьютер, телевизор, приход гостей и др.) в период выздоровления после перенесённого заболевания.
  • Не следует запугивать ребёнка, наказывать, оставляя одного в плохо освещённом помещении. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в игре и т.д.
  • Будьте терпеливы, внимательны, дружелюбны. Не лишайте ребёнка чего-либо, а поощряйте, не наказывайте и любите!!!
  • Знайте, ребёнок – это личность со своими проблемами, возможностями и недостатками.
  • Играйте в совместные игры с ребёнком. Это поможет вам лучше узнать и понять друг друга и выстроить доверительные отношения.

ПАМЯТКА № 7.

12 советов родителям будущих первоклассников

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребёнок переступит её порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни – большое испытание для маленько го человека. Этот момент легче переживается детьми, у кото рых заранее сложилось тёплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с про шлым опытом близких людей.

Перелистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Воз вращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребёнка радостным ожиданием.

2. Помогите ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» – отвечают: «Мама».

Удостоверьтесь, что ваш ребёнок помнит своё полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это помо жет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать своё рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребёнка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Всё это как у взрослых, но – личная собственность ребёнка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объясни мо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ста вить...», «В классе засмеют...»

В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдалённые последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребёнка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.

Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребёнку преодолеть эти трудности. Попы тайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребёнку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабывае мым, если в программе торжества найдётся место для совмест ных игр детей и взрослых.

Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными заня тиями с ребёнком этого достичь невозможно.

6. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребёнок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше.

Помогите ему справиться с разочарованием.

Предложите детям сыграть ещё разок, но немного измените правила игры.

Пусть победителем считается только первый, а все осталь ные – проигравшие.

Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хро нических неудачников надеждой.

После игры обратите внимание ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоцен ность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребёнка – зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребёнка до школы.

Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.

Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всём.

8. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе

Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома.

Научите ребёнка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребёнку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи.

Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займёт очередь к специалисту.

9. Приучайте ребёнка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребёнок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застёгивать пуговицы и молнии. (Помните, что ма ленькие пальчики могут справиться только с большими пуго вицами и молниями.)

Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребёнка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.

Посоветуйтесь с ребёнком о меню семейного воскресного обеда.

Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Ещё более сложное дело – планирование семейного досуга на выходные дни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком

Если ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы.

Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите ребёнка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку чёрного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребёнок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины

12. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котёнка.

Учите ребёнка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность пере растёт в радость учения.

ПАМЯТКА № 8.

Заповеди для родителей.

Родители!

 Помните, что Вы тоже люди.

Дайте себе отдохнуть.

 Не требуйте от себя невозможного.

 Не старайтесь сделать «как лучше».

Подумайте, к чему это может привести.

 Будьте великодушны: помогите своим детям найти с Ва ми общий язык.

 Любите друг друга. Старайтесь говорить об этом, на учитесь выражать свою любовь словами.

ПАМЯТКА № 9.

Родителям, имеющим одного ребёнка.

 Развивая способности ребёнка, не следует воспитывать в нём сознание своей исключи тельности. Это почти всегда приводит к разочарованиям, неудовлетворённости, конфликтам с товарищами. А неосуществлённые повышенные притязания, поражения в спорах, иногда и в ссорах со сверстниками болезненно сказываются на таких детях.

 Уделяя внимание единственному ребёнку, нужно следить, чтобы у «его не укоренялись эгоистические наклонности. Эгоизм рождает требовательность, претензии к окружающим. Некоторые родители, ослепленные любовью к своему единственному ребенку, иногда не замечают или не считают нужным замечать непозволительность его поступков. У других же это вызывает протест, недоброжелательность. Дети не любят тех, кто стремится выделиться. И ребёнок, не приученный к справедливой оценке своих поступков, большинство из которых оценивалось взрос лыми положительно (даже если они и не были таковыми), попадая в новый коллектив, долгое время не может найти в нём своё место, фактически и в коллективе остаётся одиноким.

 В семьях, где растёт единственный ребёнок, целесообразно поощрять и даже самим организовывать его общение со сверстниками: приглашать их в гости, несколькими семьями ходить в театр, на экскурсии и т. д. Встреч с детьми только в классе для удовлетворения потребности ребёнка в общении недостаточно. Дома, в семье, в кругу близких людей в нем раскрываются новые черты и качества. Здесь он хозяин, принимающий гостей. Законы гостеприимства заставляют быть более уступчивым, доброжелательным, заботливым.

ПАМЯТКА № 10.

 Почаще улыбайтесь! Даже тогда, когда не хочется. Дети не должны нас видеть злыми и мрачными, без улыбки, обращённой к ним.

 Дорожите каждой минутой, прожитой вместе с ребёнком! Смотрите, слушайте, изучайте его, «пропитывайтесь им», узнавайте его. Почаще смотрите на своих детей, когда они спят.

 Чаще смотрите в глаза ребёнку и почаще хвалите ребёнка: «ты красивый, молодец, умница, хороший».

 Не воюйте с детьми. Умейте прощать детей и просить у них прощения. Первыми идите на примирение.

 Почаще говорите слово «можно». На ваших глазах, с вашей помощью, чтобы всё это было можно, зачем что-то делать исподтишка и оглядываясь, если можно открыто и честно.

 Иногда (редко) балуйте своего ребёнка.

 Не торопите своих детей расти.

 Относитесь к ребёнку как к равному себе, уважайте его побуждения – дети имеют право быть такими, какие они есть.

 Доверяйте своему ребёнку.

 Не выясняйте своих отношений при ребёнке.

 Нравственная чистота перекликается с чистотой комнаты, где живёт ребёнок.

 Приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой, и ласковым взглядом.

Самое главное: Ваше собственное поведение остаётся самым мощным способом воздействия на ребёнка – будет во всём примером! Семейного Вам счастья.

ПАМЯТКА № 11.

Комплекс отличника

«Быть лучшим и первым во всём» – такую подсознательную установку нередко дают пер венцу. Ведь вокруг него обыч но столько взрослых: мама и папа, два комплекта бабушка-дедушка... Впрочем, если это ребёнок матери-одиночки, ожидания ничуть не снизят ся. Они даже могут усилиться гипер-опекой мамы – ведь мы «вдвоём против такого опасно го мира».

У ребёнка появляется убеждение, что ценен не он, а его успехи. Нет их – нет и любви близких. Школа лишь усиливает эту уверенность, особенно если учёба дается легко, и в результате формиру ется комплекс отличника – крайняя степень навязчивого стремления быть лучше и успешнее других. Ученик ста новится излишне пунктуальным и тре вожным, не умеет сходиться со свер стниками, его повышенное чувство долга граничит с неврозом.

 Перестаньте общаться с ребёнком как с равным, любите его за то, что он ещё маленький и ваш.

 Отцу тоже следует немного смягчить свой образ сверхчеловека, позволить себе право на ошибку. Ребёнок должен видеть, что и папа иногда терпит неудачи, и мир из-за этого не ру шится.

 Помогите ребёнку наладить контакт со сверстниками, проводите домашние вечеринки, поощряйте его участие во внешкольных мероприятиях.
Ограничьте немного родительский контроль. Видимо, он слишком заметен, раз ваше чадо не принимают в компаниях.

 Не запугивайте жизнью, а делитесь своими надеждами. Всё должно быть общее – и радость, и слёзы. Совмест ные переживания, мечты сплачивают и укрепляют семью.

ПАМЯТКА № 12.

Десять советов отцам и матерям

1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть.

2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо цельных приказаний.

Не вмешиваться в жизнь ребёнка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребёнка это занимательное зрелище.

4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

6. Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

7. Говорите обо всём без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.

8. Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: домашние поделки, мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.

9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь: любая родительская карьера предполагает эту жертву.

(Из книги французского писателя Эрее Базена «Во что я верю»)

ПАМЯТКА № 13.

Поведение родителей с конфликтными детьми

 Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с друзьями. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».

 Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах её возникновения.

 После конфликта обговорить с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

 Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

 Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.

ПАМЯТКА № 14.

Родителям замкнутых детей

 Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

 Подчёркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

 Стремитесь сами стать для ребёнка примером эффективно
общающегося человека.

 Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

ПАМЯТКА № 15.

Родителям застенчивых детей

 Расширяйте круг знакомств своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым местам.

 Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему определённую меру свободы и открытых действий.

 Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах.

 Привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми.

Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давайте спросим библиотекаря или продавца и попросим дать нам её посмотреть.» Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на приёме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребёнок сначала скован настолько, что здоровается только шёпотом, отводя глаза, и не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчётливо, иногда даже улыбается.

ПАМЯТКА 16.

Родителям беспокойных детей

 Избегайте крайностей: нельзя позволять ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать, чётко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

 Своим поведением показывайте ребёнку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своём поведении.

 Уделяйте ребёнку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребёнку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.

 Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением, обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребёнку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребёнок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

ПАМЯТКА № 17.

Родители!

 Если ребёнок живёт в критике, он учится осуждать.

 Если ребёнок живёт во враждебности, он учится бороться.

 Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе.

 Если ребёнок растёт в жалости, он учится жалеть себя.

 Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым.

 Если ребёнок растёт в ревности, он учится завидовать.

 Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым.

 Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть надёжным.

 Если ребёнок растёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.

 Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть признательным.

 Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.

 Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.

 Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.

 Если ребёнок живёт в вере, он учится верить в себя и в окружающих.

 Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

ПАМЯТКА № 18.

Азбука воспитания

1. Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро!» и... не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замеча ний и ссор.

2. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов «ты все гда...», «ты вообще...», «вечно ты...». Ваш ребёнок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

4. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спраши вают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».

5. Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, к тем четы рем стенам, в которых живёт семья. Возвращаясь домой, не забы вайте сказать: «А всё-таки как хорошо у нас дома!».

6. Когда вам хочется сказать ребёнку «Не ври, не лги, не обма нывай», скажите лучше: «Не обманывай». А ещё лучше улыбни тесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».

7. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен».

8. Когда сын или дочь возвращаются домой, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.

9. Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

10. Скажите ребёнку: «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – классе не любят грязнуль. Будь по просту аккуратным».

11. Бывает так: папа утром уходит – мальчик еще спит, прихо дит – мальчик уже спит, а в воскресенье папа на рыбалке. Но хотя бы после рыбалки спросите сына: «Как дела?».

12. Когда ребёнок увлеченно играет один, постарайтесь не бес покоить его, даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разру шить мир, который он создал в игре.

13. Никогда не попрекайте ребёнка ни его возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А ещё мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим».

14. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

15. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

ПАМЯТКА № 19.

Родителям первоклассника

 Обязательно согласуйте с учителем и школьным врачом основные требования режима дня;

 Вместе с ребёнком составьте его режим дня, договоритесь о постоянных трудовых делах. Добейтесь полного единства в предъявлении требований к ребёнку со стороны всех взрослых членов семьи в отношении выполнения режима дня;

 Первые 2-3 недели малышу помогите освоиться с режимом, учите контролировать себя во время прогулки (не пробыть лишнее время). Напоминайте о трудовых обязанностях;

 Не прощайте никакое необоснованное чрезвычайными событиями невыполнение режима дня. Добивайтесь качественного выполнения трудовых обязанностей. Плохо и небрежно выполненную работу обязательно заставляйте переделать;

 Оценивайте работу ребёнка, поощрите (словесно) его старание, прилежание, упорство;

 Покажите ваше неудовлетворение срывом и невыполнением режима дня;

 Будьте во всём ребёнку примером. Личный пример - великая воспитательная сила. Пусть ребёнок видит, что и у вас есть режим дня, что вы вовремя встаёте и ложитесь, умеете беречь время, что в семье все имеют трудовые поручения и беспреко словно их выполняют и т. д.

ПАМЯТКА № 20.

Родителям первоклассника

 Прежде всего стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физиче ские упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра те левизионных передач до 30 минут в день. Хорошо восстанавлива ют эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до двух ча сов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите ему «Доброе утро!» – и собирайтесь в школу без суеты.

 Придя с ребёнком в школу, постарайтесь обойтись без нра воучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребёнку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.

 Встречая ребёнка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, це лых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока ещё не за что.

 Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ре бёнка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетрадях маленький беспорядок. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу.

Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенно сти в себе.

ПАМЯТКА № 21.

Развитие творческих способностей ребёнка

Если ребёнок тянется к творчеству, нельзя ограничивать его стандартными форматами листов бумаги, карандашами и фломастерами. Творчество ребёнка не должно страдать от отсутствия каких-либо материалов. Даже если родители не умеют рисовать, фантазировать, всё равно они могут содействовать развитию творческих способностей ребёнка – создать условия, поддержать, воспитывать у него любовь и стремление к красивому. Взрослые должны чётко улавливать интересы детей, развивать их творческую фантазию.

1. Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребёнком.

2. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого пространство.

3. У ребёнка не должно быть недостатка в разнообразном материале для творчества.

4. Дайте ребёнку возможность экспериментировать.

5. Работа ребёнка не должна подвергаться критике.

6. Работы, отобранные ребёнком, следует повесить в удобном месте.

7. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

8. Берите Вашего ребёнка в поездки по интересным местам.

9. Помогайте ребёнку общаться с ровесниками из разных культурных слоёв.

10. Приучайте ребёнка самостоятельно готовить рабочее место и после окончания работы убирать его.

ПАМЯТКА № 22.

Ребёнок рисует семью

Уважаемые родители, хоти те узнать, как чувствует себя Ваш ребёнок в семье или как он относится к родственникам, предложите ему задание: «Нарисуй свою семью»

 Если ребёнок нарисовал себя в центре, не волнуйтесь – он рисует с пози ции своего ви дения. Это его мир, в котором он главный чародей.

 Если он нарисует только себя, то ему одиноко.

 Обычно, после себя ребёнок рисует того, кого считает главным в семье. Если домашнее животное он на рисовал вторым, то ребёнку оди ноко.

 Если кого-то не нарисовал, он может быть обижен на него.

 А если ребёнок нарисует всех родственников вместе держащи мися руками, то в вашей семье он окружён любовью и вниманием близких людей.

 Если в семье мало общаются, то маму и папу ре бёнок на рисует друг от друга да леко, с прегра дой.

 Если кто-то изо бражен безо рта, без рук или с очень длинными руками, то малыш испытывает страх перед этим человеком из-за того, что на него кричат, строго наказывают.

 Если кого-то нарисует с боль шими пальцами (как «пугало») – мир ребёнку кажется неуютным.

 Ноги непропорционально тол стые – в семье напряженная атмос фера; очень длинные ноги – стрем ление к независимости.

 Для любимого человека ребёнок возьмёт те же краски, которыми и себя рисовал.

 Очень контрастное изображе ние – признак неразрешенного для ребёнка конфликта.

 Если ребёнок напорист, активен – цвета выберет тёплые.

 Холодные цвета – характеру ребёнка присущи мечтательность, задумчивость.

 Любовь к свободе, независимость – если раскрашивая, выскакивает карандашом за контур.

 Аккуратная штриховка, но при на личии неокрашенных полос говорит о неуверенности, беззащитности.

ПАМЯТКА № 23.

Письмо родителям младших школьников

Ваши дети на уроках в школе знакомятся с основными правилами здоровьесбережения. Учеников учат бережно относиться к общественному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, доме. Пожалуйста:

Поговорите с Вашим ребёнком, для чего очень важно соблюдать чистоту и порядок в общес твенных местах.

Обратите внимание Вашего ребёнка на состояние вашего двора, вашей улицы.

Научите Вашего ребёнка:

Соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своём дворе, доме;

Не мусорить в общественных местах, дворе;

Не писать, не рисовать на стенах домов, подъезда, не пачкать их;

Следить, чтобы младшие дети не совершали эти действия;

Выполняет ли Ваш ребенок эти требования.

Организуйте генеральную уборку возле дома. Посадите кустарники, деревья, цветы.

Личным примером научите Вашего ребёнка не мусорить в лесу при прогулках за грибами, ягодами, не бросать обертки, банки, бутылки.

Чтобы Ваш ребёнок всегда выглядел опрятно, научите его:

чистить зубы ежедневно не менее 2 раз в день;

ежедневно мыться под душем;

ухаживать за своей одеждой и обувью;

менять ежедневно нижнее бельё, чулки, носки;

стирать ежедневно свои носки, носовые платки;

всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркальце, расческу;

не реже одного раза в неделю мыть волосы;

Мы благодарим Вас и просим продолжать обучение вашего ребёнка основным правилам личной и общественной гигиены.

ПАМЯТКА № 23.

Тест на определение ведущей руки

 Открыть несколько спичечных коробков в поисках спрятанной бусинки. Внимательно понаблюдайте, какая рука делает активное действие: открывает, закрывает коробки?

 Нарисовать домик, деревце, человечка сначала левой рукой, затем правой.
Какой рисунок получился лучше?

 Положить перед ребёнком теннисный мячик не под левую и не под правую руку, а посередине. Какой рукой он бросит вам мяч?

 Построить домик или квадрат, треугольник из спичек сначала одной рукой, затем -другой. Что получилось аккуратнее?

 Развязать несколько слегка завязанных узелков на шнуре. Основной счита ется та рука, которая завязывает узел, а не держит.

 Отвинтить и завинтить гайку детского конструктора.

 Застегнуть или расстегнуть пуговицы.

 Сложить пуговицы в коробку.

 Разложить карточки «ЛОТО». Основная, ведущая рука раскладывает карточки, другая держит.

 Достать из коробки ложкой несколько бусинок. Какой рукой это легче сделать?

За каждое задание поставить плюс правой или левой руке. Узнать, если в роду левши, и если есть, то еще один плюс в графу «левая рука».

ПАМЯТКА № 24.

Домашнее задание

Возьмите за правило: так помогать ребёнку, чтобы способствовать развитию его способностей и самостоятельности. Следующие советы перечислены в таком порядке, что каждый последующий предполагает оказание более серьёзной поддержки, чем предыдущий.

© Объясните своему ребёнку, что вы считаете его способным всё выполнять самостоятельно. Но предупредите: «Если совсем не получается, можешь меня спросить»

© Предложите проверять задания: «Ели хочешь, я посмотрю твоё решение позже.»

© Хвалите ребёнка за промежуточные результаты. Это мотивирует и придаёт уверенности.

© Прежде всего, попытайтесь выяснить, почему дело застопорилось, задавая вопросы: «Как ты это посчитал?» или «Откуда ты взял эту цифру?»

© Не предлагайте иные способы решения, если ребёнок не может разобраться.

© Давайте конкретные указания, если ребёнок ошибся: «Ты получил в результат: 15, а написал совсем другую цифру». Или решай те примеры в несколько этапов.

© Не подсказывайте ребёнку, если чувствуете, что теперь он уверенно может доделать всё один.

© Говорите с учителем о пробелах в знаниях вашего ребёнка и советуйтесь. Если вы будете объяснять ребёнку решения так же, как их объясняют в школе, вы избежите риска запутать малыша.

© Ограничьте помощь в выполнении домашних заданий исключительными случаями: долгая болезнь или слишком сложный материал. Если занимаетесь с ребёнком, попытайтесь не вмешиваться и по мере возможности держаться в стороне, позволяя ребёнку самостоятельно думать, решать, считать и формулировать, насколько он сможет.

ПАМЯТКА № 25.

 Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.

 Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

 Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.

 Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме, – вы должны их хорошо знать.

 Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

 Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: «Мы все должны знать о тебе» – этим вы ничего не добьётесь.

 Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьям, способными понять и сопереживать.

 Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

 Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

 Чаще бывайте в школе.

Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

Памятки

для

Родителей


  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса
  • Аннотации к рабочим программам дисциплин по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением копий (при наличии)
  • Описание образовательной программы с приложением её копий
  • Памятка - правила для родителей

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ПРАВИЛА РАСПОРЯДКА В ДОУ

    Наш детский сад работает с 07.30 до 19.30 часов. Рабочие дни с понедельника по пятницу. Выходными днями являются суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.

    Прием детей в ДОУ осуществляется с 07.30 до 08.30 часов.

    ВАЖНО: своевременный приход и уход ребенка – необходимое условие правильной реализации образовательного процесса. Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.

    О невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни или другой уважительной причины необходимо обязательно сообщить в ДОУ до 10.00 часов по телефону 246-61 (заведующая, медицинский работник, воспитатель группы).

    Своевременно ставить в известность ДОУ о выходе ребенка после болезни или отпуска для обеспечения его питанием, сообщите об этом воспитателю или медицинской сестре за день до выхода.

    ВАЖНО: Родители, после болезни Вы обязаны привести в детский сад здорового ребенка! Не долеченный ребенок не только заболеет сам, но может заразить и здоровых детей.

    При отсутствии ребенка оформляется письменное заявление на имя заведующего МБДОУ о сохранении места в детском саду (отпуск, домашний режим и др.). Ребенок, не посещающий детский сад более трех дней, должен иметь справку от врача, при возвращении после более длительного отсутствия или отсутствия в летний период, предоставляется справка о состоянии здоровья ребенка.

    ВАЖНО: своевременно разрешать с педагогами и администрацией ДОУ возникшие вопросы, не допуская присутствия детей при разрешении конфликтов. Не допускать физического и психического насилия, оскорбительных заявлений относительно своего ребёнка, других детей, их родителей (законных представителей), а также сотрудников ДОУ.

    ВАЖНО: Лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим совершеннолетия.

    ВАЖНО: Письменно информировать заведующего МБДОУ о передоверии права забирать ребенка из ДОУ родственникам или иным совершеннолетним лицам.

    ВАЖНО: Приводить ребенка в ДОУ в опрятном виде, чистой одежде и обуви по сезону, обеспечить его сменным бельём, спортивной одеждой, обувью для физкультурных и музыкальных занятий, индивидуальной расчёской и носовым платком.

    ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА

    ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ И ОДЕЖДЕ ДЕТЕЙ

    Как должен выглядеть опрятный, аккуратный и ухоженный ребенок:

    • опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
    • умытое лицо;
    • чистые нос, руки, подстриженные ногти;
    • подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
    • отсутствие налета на зубах;
    • чистое нижнее белье;
    • чистые ноги;
    • наличие достаточного количества носовых платков.

    Для воспитания культурно-гигиенических навыков у ребенка и создания комфортных условий его пребывания в ДОУ необходимо:

    • не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, маечка, колготки; девочкам – колготки, трусики, маечка, в теплое время – носки и гольфы);
    • два пакета для хранения чистого и использованного белья;
    • промаркировать белье, одежду, и прочие вещи;
    • обувь у ребенка должна быть удобной, соответствовать размеру, обязательно с закрытой жесткой пяткой.

    ВАЖНО: Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха. Помните, чрезмерное укутывание или недостаточно теплая одежда могут привести к заболеванию ребенка!

    • Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений.
    • В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется.
    • Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.
    • Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться.
    • Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.

    ВАЖНО: Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки.

    Кроме этого, запрещено давать ребенку с собой в детский сад жевательную резинку, сосательные конфеты, чипсы, сухарики и другие продукты.

    Правилами пожарной безопасности, санитарными нормами запрещается оставлять коляски и санки в помещении детского сада.

    ВАЖНО: По правилам этики общения педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Научить этому ребенка. Спорные ситуации необходимо разрешать в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и привлечением администрации. Родители, помните! Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заведующему.

    Группа дошкольного возраста 4

    (старшая группа)

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

    К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем , которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

    Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

    Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

    Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

    В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление , которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме .

    Развивается прогностическая функция мышления , что позволяет ребёнку видеть перспективу событий , предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков . Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности : может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами).

    Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными , обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами , обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями , отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т.д.).

    Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики : несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов .

    Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги , осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

    Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

    Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

    Памятка для родителей

    Что должен уметь ребенок в возрасте 6 лет?

    К шести годам ребенок должен:
    МАТЕМАТИКА
    - уметь считать в пределах 10;
    - правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
    - сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;
    - уравнивать неровное число предметов двумя способами (удаление или добавление единицы);
    - сравнивать до 7-10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношение между ними;
    - различать форму предметов;
    - выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;

    Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток;

    Называть текущий день недели;
    - ориентироваться на листе бумаги.
    РАЗВИТИЕ РЕЧИ
    - правильно произносить все звуки;
    - употреблять в речи простые и сложные предложения;
    - пользоваться прямой и косвенной речью;
    - поддерживать непринужденную беседу;
    - составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым;
    - уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
    - уметь определять место нужного звука в слове.
    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
    - знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;
    - называть группы предметов обобщающим словом;
    - знать основные правила дорожного движения;
    - знать последовательность времен года, частей суток;
    - различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам;
    - знать несколько зимующих, перелетных птиц, распознавать их по окраске, размерам;
    - знать о сезонных изменениях в природе.
    ВНИМАНИЕ
    - выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут;
    - находить 5-6 отличий между предметами;
    - удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
    - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
    - копировать в точности узор или движение;
    - уметь находить одинаковые предметы.
    ПАМЯТЬ
    - уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;
    - уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;
    - пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;
    - запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;
    - рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
    - запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;
    - рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая подробности.
    МЫШЛЕНИЕ
    - классифицировать предметы по определенным признакам;
    - находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам;
    - уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
    - решать простые логические задачи;
    - выстраивать логический ряд из фигур;
    - подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
    МЕЛКАЯ МОТОРИКА
    - свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
    - изображать в рисунках несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
    - штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
    - ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
    - передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
    - уметь копировать простейшие рисунки.